Дмитрий Фирташ продает мажоритарную долю в одном из наиболее дорогих киевских бизнес-центров – “Парусе”. Эксперты предполагают, что новым собственником станет кто-то из местных предпринимателей.
Борис Краснянский, управляющий активами Group DF, подтвердил данную информацию: “Такой вариант рассматривается, но я бы не хотел вдаваться в детали до завершения процесса”.
Подробности сделки он назвать отказался, как и имя покупателя. По информации одного из банкиров, пожелавшего сохранить анонимность, продавец действительно искал покупателя и проводил переговоры, но об их результатах ему не известно.
Бизнес-центр “Парус” относится к категории класса А. Находится он практически в центре деловой культуры столицы, на пересечении бульвара Леси Украинки и ул. Мечникова. Это 33-этажное здание площадью 75 тыс. кв. м (полезная площадь – 56 тыс. кв. м.) было введено в эксплуатацию в 2007 г. Инвестиции в строительство составили порядка 500 млн. грн. Еще до ввода в эксплуатацию владелец здания предприниматель Вагиф Алиев продал долю в объекте Фирташу за $300 млн. Некоторые оценивали сделку в два раза выше. В итоге новый собственник получил более 50%.
По состоянию на 2013 г., “Парусом” владели в равных частях компания “Передовые технологии плюс” (через кипрскую “Бовалон Инвестмент”) Фирташа и “Мандарин Плаза” Алиева. То, что “Парус” меняет собственника, косвенно подтверждается информацией из Единого госреестра юрилиц. В разделе, где обычно указывают конечного бенефициара, вместо упомянутой кипрской компании значится некий Андрей Петиченко, а его местонахождением указано общежитие по ул. Ломоносова, 28/41. Также он записан руководителем компании с 2 июня.
О предстоящей смене собственника “Паруса” знают и в “Мандарин Плазе”, но и там ее детали не назвали.
“Для нас ничего не изменилось. “Мандарин Плаза” сохранила долю в “Парусе” в том же размере”, – рассказал представитель компании Александр Черницкий.
Опрошенные участники рынка и отраслевые специалисты склоняются к тому, что новым инвестором “Паруса” станет местный бизнесмен.
“Мы часто общаемся с зарубежными инвесторами, но они не смотрят на Украину, поскольку здесь очень большие риски, связанные с военным конфликтом. Скорее всего, речь идет о локальных инвестициях, – говорит Владимир Мысак, глава отдела инвестиций “DTZ Ukraine”. – С меньшей долей вероятности это могут быть иностранцы, которые уже присутствуют на украинском рынке, вкладывая деньги в похожие объекты”.
Схожего мнения придерживается и инвестиционный аналитик компании “ЭСТА Холдинг” Екатерина Березинец. Она оценивает сделку в $40-50 млн.
“Это хороший сигнал для рынка инвестирования: собственники смогли договориться с покупателем, покупатель готов делать долгосрочные вложения в Украине”, – рассказывает Березинец.
По информации источников на рынке, доля Алиева в “Парусе” уже не имеет веса, и он играет роль формального собственника. Если оценивать весь “Парус”, то его стоимость варьируется в пределах $85-110 млн., делится подсчетами Александр Носаченко, управляющий директор компании Сolliers International. По его словам, такая рыночная стоимость актива основывается на уровне ставок доходности.
“В “Парусе” крайне слабо представлен мультинациональный бизнес, а большую часть арендаторов и соответственно дохода приносит украинский бизнес”, – сказал он.
Если в среднем на рынке офисных помещений Киева иностранные компании занимают 2/3 доли аренды, то в “Парусе” этот показатель около 10-15%.
“Это означает, что арендный доход менее стабильный, и если что-то происходит в стране не ладное, это сразу отражается на арендном потоке”, – рассуждает Носаченко.
Добавляет хлопот и слабая заполняемость сооружения. По словам Мысака, по состоянию на май, вакантность площадей “Паруса” находилась на уровне 20%.
“Сейчас рынок сильно перегрет. Вводится в эксплуатацию много новых объектов в центре столицы, значительно подросла конкуренция. Многие объекта сталкиваются с похожей ситуацией, но доля вакантности “Паруса” остается одной из самых высоких”, – говорит Мысак.
Впрочем, участники рынка не исключают того, что передача доли Фирташа в “Парусе” может быть и безденежной.
“Возможно, даже это будет взаимозачет”, – считает Березинец.
Сергей Сергиенко, управляющий партнер CBRE Ukraine, не исключает, что, скорее всего, это договор с политической окраской, который не имеет отношения к рыночным факторам.
“Сомневаюсь, что это рыночная сделка, потому что на рынке о ней нет никакой информации”, – сказал он.
“Возможно, на него надавили, и объект отдан за решение каких-то вопросов”, – делает предположение участник рынка на правах анонимности.
Он напоминает, что в свое время по похожему сценарию с политической подоплекой (по сути, за выборы) прошла продажа Валерием Хорошковским “Укрсоцбанка” Виктору Пинчуку. В любом случае стороны смогут ударить по рукам после того, как сделку одобрит Антимонопольный комитет Украины, если, конечно, Фирташ не продает “Парус” по частям сразу нескольким инвесторам. (Profidom.com.ua/Строительство в Украине и мире)