В начале октября в Верховной Раде появился законопроект №5250 депутатской группы в составе Сергея Лабазюка (“Воля народа”), Александра Марченко (внефракционный), Романа Мацолы (БПП) и др. Авторы предлагали до начала 2018 г. запретить в Украине принудительную реализацию жилья за долги и начисление пени.
Неожиданно в ВР появился еще один похожий законопроект – №5250-1 “Об установлении моратория на выселение, взыскание жилья, начисление пени и других штрафных санкций на неуплату жилищно-коммунальных услуг”.
Документ, поданный народными депутатами от “Оппозиционного блока” Наталией Королевской и Юрием Солодом, – явно популистский. Но именно поэтому у него есть все шансы конкурировать с предыдущим вариантом и даже быть принятым, несмотря на достаточно слабый вес оппозиционеров в Раде. Ведь отказ других фракций поддержать этот законопроект автоматически позволит оппонентам причислить их к списку предателей народа.
Аргументы, которые приводят народные депутаты в пояснительной записке, звучат убедительно: по данным Госстата, в августе граждане заплатили за ЖКХ 2,9 млрд. грн., а это только 74,9% от начисленной суммы.
С начала года задолженность населения по “коммуналке” выросла на 3,5 млрд. грн., или почти на 40%, достигнув 12,4 млрд. грн. Средний срок задолженности составляет почти 3 месяца, что подтверждает финансовую неспособность граждан платить своевременно, считают нардепы. А с “шокирующим” повышением тарифов ситуация только усугубится.
Чтобы не усугублять социальный кризис в стране, народные избранники предлагают следующее: до 1 января 2020 г. ввести мораторий на взыскание жилья по решению судебных решений относительно задолженности по ЖКХ; на этот же период запретить начислять пеню и другие штрафные санкции за неуплату коммуналки и ввести мораторий на принудительное выселение за долги, а также приостановить уже начатые процедуры взыскания жилья.
Но не платить по счетам три года предлагается разрешить не всем, а только “должникам с низким уровнем дохода”.
Согласно законопроекту, мораторий не распространяется на граждан, среднемесячный совокупный доход семьи которых за предыдущий год составлял не менее пятикратного прожиточного минимума.
В случае принятия документа семья из двух взрослых и ребенка до 6 лет сможет не платить, скажем, за январь 2017 г., если ее официальные доходы в этом году не дотягивают до 20,64 тыс. грн. (прожиточный минимум на трудоспособного украинца – 1450 грн. (двое взрослых – 2900 грн.), а на ребенка до 6 лет – 1228 грн., в пятикратном размере).
Фактически под государственные льготы не будут попадать семьи, где каждый взрослый приносит в домашний бюджет чуть более 10 тыс. грн. в месяц. Таких немало, особенно в городах-миллионниках и столице. Но круг существенно сужается, если речь идет об официальных зарплатах.
Следовательно, отмена санкций за неуплату “коммуналки” коснется большинства украинских семей.
В законопроекте не уточняется, как неплательщики станут возвращать огромные долги после отмены моратория: по какому принципу их планируется реструктуризировать и с какого момента “включат счетчик”, ведь пеню обещают не насчитывать только до начала 2020 г.
Авторы не потрудились также пояснить, за какие деньги будут обслуживать украинцев поставщики услуг. И как быть, к примеру, с ОСМД, которым на баланс передали многоэтажки и которые за средства, собранные с жильцов, теперь должны заказывать услуги по вывозу мусора, уборке территории и пр. Вряд ли обслуживающие компании будут сотрудничать с ними “в долг”, а получить кредит сообщества могут лишь на конкретные проекты, скажем, тепломодернизацию дома. (Profidom.com.ua/Строительство в Украине и мире)