Общие расходы на проект Rail Baltica по соединению железных дорог стран Балтии с Европой, предполагающий строительство магистрали с европейской шириной колеи, достигнут не менее 5 млрд. евро и превысят прогнозировавшуюся ранее сумму в 3,68 млрд. евро.
“Пока мы остаемся при 5 млрд. евро. Более конкретно расходы станут известны после того, как во всех странах Балтии будет утвержден план магистрали. Прежде всего, необходимо выяснить, что именно мы будем строить”, – сообщила председатель правления совместного предприятия АО RB Rail Байба Рубеса после подписания рядом организаций и ведомств Эстонии, Латвии и Литвы соглашения о модели закупок по проекту.
Рубеса добавила, что проект все еще находится в фазе планирования, “но препятствий для его дальнейшего продвижения нет”.
Член совета RB Rail Индрек Орав объяснил разницу в расходах тем, что “сейчас планы реализации проекта более реалистичны, чем пару лет назад”. По его словам, трасса Rail Baltica будет официально утверждена в марте-апреле следующего года.
Латвия в августе утвердила маршрут дороги по своей территории, кроме спорного участка в Салацгриве (пересекает сельхозугодья, альтернативный вариант затрагивает охраняемые природные территории европейского значения), по которому проконсультируется с Еврокомиссией. В Эстонии трасса формально утверждена, но ее публичное обсуждение продолжается. Правительство Литвы намерено утвердить маршрут в декабре.
Договор о порядке конкурсных закупок подписали восемь учреждений из девяти, участвующих в проекте, в том числе совместное предприятие RB Rail, министерства транспорта Эстонии, Латвии и Литвы, департамент технического надзора Эстонии, а также эстонская Rail Baltic Estonia OU, литовская Rail Baltica Statyba UAB и латвийская Eiropas Dzelzcela linijas SIA, которым поровну принадлежат акции СП. Ожидалось, что подпись поставит также Lietuvos gelezinkeliai (Литовская железная дорога).
Модель предусматривает разделение закупок на три группы: организуемые только АО RB Rail, консолидированные закупки и поднадзорные национальные закупки. СП сохраняет центральную роль в закупочном процессе, но тендеры местного значения каждая страна будет проводить самостоятельно. СП будет управлять тендерами, связанными, например, с общими стандартами, исследованиями, бизнес-развитием и маркетингом. Коллективно будут проводиться тендеры по подсистемам, трансграничным участкам, на государственном уровне – тендеры по внутренним участкам и сооружениям.
Представитель Литвы – замдиректора департамента по развитию и международным связям Минтранса Нериюс Каучикас – сообщил, что Lietuvos gelezinkeliai не подписала соглашение “исключительно по техническим причинам”, но при этом возможен и отказ.
“Я не могу дать обещание, что предприятие подпишет договор. Могу только заверить, что пока это техническая ситуация, вопрос дней, когда документ анализируют, оценивают все риски, а не вопрос подписания или не подписания, изменения текста и тому подобное”, – сказал Н. Каучикас.
Rail Baltica предусматривает строительство скоростной международной железной дороги из Эстонии через Латвию до границы Литвы с Польшей. Магистраль свяжет Таллинн, Ригу и Каунас (с ответвлением на Вильнюс) и далее с Варшавой и Берлином. В перспективе возможно продление маршрута до Венеции. Предполагается, что в проекте примут участие Польша и Финляндия (для соединения магистрали с Хельсинки). На проект ЕС в 2014-2020 гг. может выделить до 85% необходимого финансирования.
Совместное предприятие RB Rail было учреждено в ноябре 2014 г. («Интерфакс-недвижимость»/Строительство в Украине и мире)