У широко известных архитекторов тоже есть, как это ни странно, вполне человеческие привычки. И хотя странности есть у всех, не всегда они могут рассказать о том, как человек стал одной из самых значительных персон в своей области.
Ниже представлены привычки некоторых ведущих архитекторов, которые раскрывают часть их творческого процесса, отдыха или просто их личности. Некоторые из них можно взять на вооружение, а вот другие вызывают удивление. Тем не менее, все они показывают, какими качествами нужно обладать, чтобы достичь вершин архитектурной профессии.
Играть с одной игрушкой весь день (Имзы). Чарлз и Рэй Имзы работали очень плодотворно, создав более 900 проектов различного назначения. Одним из таких проектов является “Музыкальная башня” (Musical Tower), пятиметровая башня-ксилофон. Новые члены компании весь первый день посвящали игре на этом инструменте. Для Имзов такая творческая инициация была важной, так как они считали, что целый день слушая и наблюдая за музыкальными экспериментами людей, можно было получить очень ценные сведения об их личности.
Поглощать много алкоголя (Алвар Аалто). “Архитектурное искусство не создать в офисо-подобной среде”, – как-то сказал Алвар Аалто.
Аалто пил, и спиртное на работе было обычным явлением. Конечно, выпивка служила для того, чтобы создать богемную атмосферу, а не напиться.
Никогда не высыпаться (Леонардо да Винчи, Букминстер Фуллер, Фрэнк Ллойд Райт и Луис Кан). Архитекторы всегда ассоциируются с крайне нерегулярным сном, при этом у некоторых периоды сна вообще необычные. У да Винчи, Фуллера и Райта был полифазный сон, когда они недолго спали каждые 3-4 часа, а не всю ночь. А Луис Кан днем преподавал, дремал до 22:30, а затем начинал “дневную” работу в конторе.
Залезать на мифическую норвежскую гору каждый год (Snohetta). Командное поднятие не норвежскую гору – странное занятие для архитектурных компаний, но только не для Snohetta. Для компании, чье основное вдохновение – гора, на которой, по легенде, живут скандинавские боги, и название которой она для себя взяла, ежегодный подъем на эту гору вполне очевиден. По мере роста компании подход к путешествию тоже менялся.
“Мы обсуждаем, что делаем и куда хотим идти, – говорит сооснователь компании Крайг Дайкерс. – Раньше мы ходили просто, чтобы полазить, но теперь у похода гораздо больше смысла”.
Очень сильно любить себя (Заха Хадид). Есть много историй о том, что для Захи Хадид самым важным человеком в жизни была она сама. К примеру, опоздание на несколько часов на фотосессию в журнале Vogue в ее собственном доме или присутствие в квартире только собственноручно спроектированных предметов. И хотя многие из ее ближайшего окружения отмечали ее доброе сердце, это себялюбие было сердцем ее упрямой философии. Как она сама говорила, “я никогда не приму “нет” в ответ. Я никогда не позволяла никому переступать через меня”.
Очень сильно любить других (Эйлин Грей). Вдохновением для проектов Эйлин Грей часто были люди, которых она любила. Самым знаменитым, возможно, была злополучная вилла E.1027, изначально построенная для ее возлюбленного на тот момент Жана Бадовичи. Даже название являлось любовным кодом. Е означало Эйлин (Eileen), а цифры соответствовали буквам латинского алфавита: J, B и G (Jean, Badovici, Gray). При этом ее имя “держало” его.
Заниматься любовью несколько раз в день, даже в возрасте 80 лет (Фрэнк Ллойд Райт). Говорили, что у Райта “неиссякаемый поток креативной энергии”, который позволял ему поддерживать привычку начинать наброски для клиентов всего за пару часов до их прихода. По словам его жены, такая же неиссякаемая энергия отмечалась и в сексуальном плане. Она уверяла, что даже когда ему было 85 лет, он мог заниматься любовью по два, а то и три раза в день. Она даже обратилась за помощью к врачам, которые предложили использовать нитрат калия, вызывающий снижение полового влечения, но в итоге отказалась.
Подсматривать за пользователями здания (Дениз Скотт Браун). Когда Дениз Скотт Браун спросили, что ей больше всего нравится в работе, она ответила, что наблюдать за людьми, пользующимися ее зданиями. Посетив часть кампуса в Пенсильванском университете под названием “Четырехугольник Перельмана”, она наблюдала за группой студентов, расположившихся на ступенях, как “пчелы в улье”. Так, как она себе это и представляла, когда работала над проектом. Принимая ее за какую-то незнакомую “старую даму в юбке”, студенты были сконфужены тем, что Браун просто стояла и смотрела на них, широко улыбаясь.
В задумчивости лежать в темноте (Юй Мин Пэй). Пэй отметил, что на протяжении своей долгой карьеры больше полагался на чертежи в голове, а не на бумаге. По его словам, лучше всего думается ночью в постели, когда свет выключен, с периодическими походами в ванную, чтобы записать идеи. Если на бумаге все выглядело не так хорошо, как в голове, то он возвращался в постель и еще думал. Этот ночной процесс подразумевал, что даже Пэю было сложно распознать источники своих идей, которые в итоге сами оказывались похожими на сон.
Употреблять одноцветную еду (Луис Барраган). “Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты”. Так говорят. Поэтому для архитектора-поборника цвета неудивительно, что Луис Барраган заказывал блюда исключительно розовых тонов, например, скибочки дыни, сбрызнутые хересом.
Гонять на “Порше” (Рикардо Скофидио). У каждого есть свои любимые способы выпускать пар. У Рикардо Скофидио из компании Diller Scofidio + Renfro это “Порше” 1963 г. ванильного цвета. А еще у него были Saab 96, Alfa Romeo 2000 GTV и Jaguar XK150. Так что Скофидио знает толк в машинах и креативно подходит к возможностям скорости по прочистке мыслей. (Profidom.com.ua/Строительство в Украине и мире)