В Латвии так и не смогли разработать правовое регулирование, с помощью которого можно было бы эффективно бороться с неуплатой налогов в сфере строительства. Смысл его сводится к тому, чтобы генеральный подрядчик контролировал уплату социального налога за каждого субподрядчика, который занят на строительном объекте генподрядчика.
“Пока идут дискуссии, а надо ли это и как это применять, мы фактически не можем работать в Латвии, – поясняет руководитель предприятия Primekss Янис Ошлейс. – Здесь мы неконкурентоспособны”.
Янис Ошлейс рассказывает о том, по каким правилам сегодня работает латвийский строительный рынок.
“Происходит следующее: наша компания платит своим работникам зарплаты с социальным налогом, при этом рядом с нами работают предприятия, которые этого не делают, – говорит он. – Это значит, что мои затраты на зарплату в два раза больше, чем у других. А в строительстве заработная плата занимает достаточно большую часть. Около 25-30% от общей сметы. Значит, при любых заказах или конкурсах я становлюсь в конец списка, как самый невыгодный претендент. Остается одно: снижать цены, чтобы хоть как-то попасть в поле зрения заказчика. А если я буду снижать цены, то моя маржа прибыли будет нулевой. Вот и получается, что в Латвии я неконкурентоспособный бизнесмен, и существующий порядок работы просто выдавливает меня из Латвии. По этой причине на 95% свой бизнес я веду вне Латвии”.
В прошлом году Министерство финансов разработало поправки к закону о налогах и пошлинах, которые обязывают генерального подрядчика в строительстве подсчитать и оплатить обеспечение ответственности (обязательные взносы государственного социального страхования) за каждого субподрядчика, который занят на строительном объекте генподрядчика. Они должны были вступить в силу в этом году, однако отрасль сочла их сырыми и недоработанными. Сейчас регулирование отрасли строительства в этой сфере вновь разрабатывается, и каким оно будет в итоге – по-прежнему неясно.
“Сейчас ситуация такая: генподрядчик говорит, мне это неважно, платит налоги субподрядчик или нет, главное – работайте, – поясняет Ошлейс. – Конечно, все все прекрасно понимают и знают, что субподрядчики фактически работают в черную, но главное – дешево! Мне лично просто стыдно так работать. Как я буду смотреть в глаза женам тех рабочих, которые вдруг получат трудовую травму или просто заболеют?”
Ошлейс рассказывает, что в скандинавских странах работать без уплаты налогов просто немыслимо.
“Вот недавно у нас был случай, – говорит он. – Кто-то сказал про наше предприятие, что мы не платим налоги. Так нас чуть не выгнали из проекта! Мне пришлось срочно ехать к генподрядчику, показывать документы, что у нас уплачены все налоги, и тогда только все наладилось. Но сам факт – как только они услышали, что мы не платим налоги, так сразу же приняли меры. Я хочу, чтобы и наши генподрядчики в Латвии так же реагировали. Я сам хочу работать в Латвии, но пока не могу”.
При этом Ошлейс не уверен в том, что в Латвии быстро смогут принять закон, который бы навел порядок в строительстве.
“Я не знаю, когда введут эту систему, разговоры-то ходят уже давно. Не исключаю, что генпродрядчики смогут пролоббировать свои интересы и отменить эти поправки”, – сказал он. (Db.lv/Строительство в Украине и мире)