Интерес покупателей медленно, но верно перемещается от квартир на вторичном рынке к жилью в новостроях.
В Донецке риэлторы говорят о буме продажи недвижимости, а причиной называют большое количество россиян, покупающих недвижимость в шахтерской столице.
“Если год назад рынок покупки-продажи жилья в Донецке буквально “лежал” из-за постоянно ведущих боевых действий, то вот уже полгода он стабильно показывает признаки роста. Уже нет прежнего заявления владельцев “Продайте нашу квартиру хоть за сколько-нибудь!” и апартаменты на бульваре Пушкина в центре Донецка уже не выставляются на продажу по цене однокомнатной квартиры на окраинах Пролетарского района”, – рассказал донецкий риэлтор Сергей Когут.
Продавцы говорят о том, что интерес покупателей медленно, но верно перемещается от квартир на вторичном рынке к жилью в новостроях.
“Смотрят жилье в домах, введенных в эксплуатацию, пусть даже без ремонта в квартирах. Недавно была продана квартира в новостройке на площади Бакинских Комиссаров. На окраинах еще боятся покупать, например, в поселке шахты “Октябрьский рудник” или на Трудовских. Хотя недавно в Петровском районе была продана двухкомнатная квартира в девятиэтажке за $18 тыс. – трое покупателей задаток давали один за одним, – поделилась донецкий риэлтор Юлия Стрельченко. – На Петровке берут квартиры до супермаркета – после него уже начинается опасная зона, где периодически стреляют”.
Если полгода назад самыми ходовыми были квартиры до $20 тыс., то сейчас люди не боятся отдать в среднем на $10 тыс. больше. В самых популярных – Кировский и окраинные районы (Буденовка и Пролетарка).
“Сейчас спрос на квартиры даже слегка превышает предложение, поэтому многие продавцы сняли квартиры с продажи, надеясь, что к весне выручат за них больше денег, чем сейчас, – говорит Юлия Стрельченко. – Эксперты предрекают, что весной цены повысятся процентов на 10-20”.
Специалисты по продаже недвижимости в Донецке отмечают, что покупателями не самых дешевых квартир являются граждане России.
“И из Москвы приезжают, и из других городов. Из разговора с москвичами выяснилось, что в Донецк они едут целыми семьями, в основном, это какие-то бизнесмены, надеющиеся “окопаться” здесь надолго, – говорит Станислав Когут. – За 20 лет работы такого интереса к донецкой недвижимости со стороны россиян я не видел”.
Российских граждан интересуют квартиры в центре, они же являются главными покупателями дорогих квартир – до $100 тыс., хотя факты сделок по столь дорогостоящим апартаментам редки.
“У этих людей есть идентификационные налоговые номера Украины, и причин не продавать им квартиры нет, – говорит риэлтор. – Все документы они оформляют на себя”.
По-прежнему в Донецке не работают нотариусы. Точнее, есть несколько человек, которые называются “нотариусами ДНР”, но они не оформляют сделки с недвижимостью. По-прежнему и продавцы, и покупатели регистрируют покупку-продажу у нотариусов на подконтрольных Украине территориях.
Оживление рынка недвижимости в Донецке принесло продавцам элитного жилья надежду на продажу апартаментов по заоблачным ценам. Почти за $300 тыс. продается пятикомнатная квартира в 16-этажной новостройке на Театральном проспекте.
Владельцы жилья поскромнее завлекают покупателей не элитным ремонтом и роскошью, а более жизненно важными вещами. Очень много объявлений о продаже и аренде квартир обязательно указывают в числе достоинств жилплощади наличие в доме подвала. Если он к тому же “чистый и сухой”, как утверждает продавец, то цену на недвижимость можно смело поднимать на пару сотен долларов. Потому что подвал в Донецке – больше, чем подвал – это надежное убежище на случай повторения войны. О том, что “вот-вот начнется”, дончане сообщают друг другу с завидной регулярностью как минимум пару раз в день, ссылаясь на всезнающих знакомых и соседей.
Есть оптимисты, которые планируют продать квартиры, расположенные прямо у линии боевых действий. Однокомнатную квартиру на Путиловке готовы продать за $15 тыс. и без торга.
“Когда-нибудь война закончится, а квартира – это хорошее вложение средств. В наш дом ни разу не попадали снаряды”, – не без гордости поведал владелец жилья. А в тихой Пролетарке за $12 тыс. продается однокомнатная квартирка с бонусом в виде гаража “с отличным погребом рядом с домом”.
Еще один “бонус” покупателям жилья в Донецке – мебель и бытовая техника, которые остаются в квартире у новых хозяев.
“Не могу сказать, что оставленная мебель существенно влияет на цену жилья. Обычно люди договариваются, остается мебель или нет. В основном, продавшие жилье дончане выезжают в Украину или Россию, а перевезти за линию разграничения или через границу мебель или технику нереально, – отметила Юлия Стрельченко. – Для этого надо собрать много документов и разрешений на провоз, оплатить машину. Мебель станет просто “золотая” после всего этого. Поэтому и оставляют покупателям стиральные машинки, шкафы, микроволновки, люстры”. (SV Development/Строительство в Украине и мире)