Property Times исследовал, как развивается ритейл в разных регионах Украины, основываясь на комментариях ведущих экспертов отрасли. По словам Виталия Бойко, CEO компании NAI Ukraine, Киев и Львов остаются ключевыми центрами развития торговой недвижимости благодаря высокой концентрации населения и деловой активности.
«Что касается других регионов для ТЦ, мы бы отметили Ивано-Франковский, Закарпатский, Винницкий, Житомирский, Тернопольский и Волынский. При проведении опросов ритейлеров чаще всего мы слышали именно эти области, где планируют или желают открытия новых точек, но зачастую качественных ТРЦ недостаточно в этих регионах, поэтому ритейлеры ищут помещение не в ТРЦ, а на торговых улицах или на первых этажах в новых жилых микрорайонах. Поскольку миграция населения проходила и в районы за пределами крупных городов и областных центров, то, наконец, появился спрос на торговые объекты в формате ритейл-парки — на оживленных перекрестках больших магистралей или в маленьких городах, но с большим автомобильным транзитным трафиком. Но наиболее востребованная локация – в составе классических торгово-развлекательных центров регионального формата. Это делает инвестиционно привлекательным строительство новых объектов. Но невозможность привлечения кредитов существенно ограничивает новый девелопмент достройкой уже работающих объектов в виде новых очередей», — комментирует Виталий Бойко.
Что касается продуктового ритейла, то здесь тенденция схожа. «Основная масса новых продуктовых магазинов в 2022-2023 годах открывалась на западе Украины (36,4%) и центральной части (~20%). Это обусловлено как фактором относительной безопасности этих регионов, так и резки (zagorodna/м увеличением количества потребителей за счет эвакуированных», — объясняет директор компании UTG Евгения Локтионова. (zagorodna)