Совместное предприятие стран Балтии по строительству скоростной магистрали Rail Balticа – АО RB Rail – объявило о подписании новых договоров с европейским фондом Connecting Europe Facility (CEF) на сумму 1,4 млрд евро, пишет ЦТС. В том числе 1,16 млрд евро выделит CEF, а 231 млн евро составит софинансирование стран Балтии.
Всего в рамках этого этапа на строительные работы в Эстонии получат 440 млн евро, в Латвии – 397 млн евро, в Литве – 529 млн евро. Отмечается, что это самое большое финансирование Евросоюза, выделенное в текущем финансовом периоде. В Латвии уже планируют приступить к строительству основной трассы. В Эстонии работы идут полным ходом – 65 км эстонского участка основного маршрута законтрактованы и уже строятся.
В настоящее время Эстония получила финансирование на строительство около 58 км трассы – 352 млн евро от CEF и 88 млн евро из национального софинансирования, что составляет в общей сложности 440 млн евро. Премьер-министр Эстонии Кристен Михал на прошлой неделе отметил, что в Эстонии работы ведутся на трети маршрута.
В Латвии главным приоритетом в настоящее время является строительство магистрали от Мысы до латвийско-литовской границы. Получены средства на прокладку трассы в 27 км. Также выделены средства на строительный надзор и строительство высоковольтной точки подключения в Ецаве, а также пункта технического обслуживания инфраструктуры в Скулте, который будет базой строительной логистики для работ на латвийской магистрали в направлении Эстонии.
Также предусмотрены средства на продажу недвижимости на участке Скулти и на перенос газопровода на участке Вангажи-Миса. Латвия получила 337,6 млн. евро от CEF и 59,5 млн. евро в виде государственного софинансирования, всего 397 млн. евро. Работы в центре Риги и в аэропорту также решено продолжать в рамках имеющегося ранее выделенного финансирования. На этих участках велик риск нехватки денег, однако организаторы в Латвии считают, что потом смогут привлечь дополнительные инвестиции.
В Литве финансирование будет направлено на работы по строительству насыпи на участках Рамигала-Берчюнай и Берчюнай-Йонишкелис на литовско-латвийской границе, включая высоковольтные точки подключения на трансформаторных подстанциях Rail Baltica в Паневежисе, Ишорае и Людвинаве, а также Для деятельности Rail Baltica финансирование на работы по строительству 114-км участка Каунас – граница Литвы и Латвии.
Литва получила около 450 млн евро из CEF и 79 млн евро из национального бюджета, что составляет в общей сложности 529 млн евро. Согласно последним оценкам, общая стоимость железнодорожной магистрали в странах Балтии протяженностью 870 км может составить 23,8 млрд евро. В 2017 году расходы по реализации проекта оценивались в 5,8 млрд евро.
В настоящее время необходимая сумма только в одной Латвии достигает уже 9 млрд евро. Между тем сроки сдачи строительства в эксплуатацию перенесены с 2025 на 2030 годы. Строительство узкоколейной трассы, соединяющей Польшу и страны Балтии, затягивается и в связи с неравномерным поступлением средств, и с медленными темпами строительства, и сложностями при проектировании отдельных участков. (cfts.org.ua)