23% валового регионального продукта Москвы составляют операции с недвижимостью и строительством. Как сообщили в пресс-центре мэрии Москвы, об этом заявил мэр города Сергей Собянин в ходе встречи с руководителями крупнейших инвестиционно-строительных компаний, работающих в Московском регионе.
Строительная отрасль является одной из приоритетных для развития города, подчеркнул Собянин. В 2012 г. в Москве было введено 7,6 млн. кв. м недвижимости, в 2013 г. планируется ввести 8,5 млн. кв. м. “По сути дела, мы приблизились к вводу недвижимости докризисного уровня”, – сообщил Собянин и отметил, что по сравнению с другими мегаполисами мира Москва занимает пятое место по капитальным вложениям.
Вместе с тем в столице есть ряд проблем, которые власти города активно решают, отметил он. Одной из таких проблем является моноцентричность застройки, в соответствии с которой офисы находятся в центре города, а жилье – на окраинах. “Это тупиковый путь развития, только усугубляющий транспортные проблемы города”, – подчеркнул Собянин и сообщил, что было решено перейти с моноцентричной застройки к полицентричной. В центре города в настоящее время разрешено только строительство жилья и гостиниц, а возведение офисов переносится на окраины. Кроме того, существует особый порядок застройки в историческом центре.
Мэр напомнил о программе, в соответствии с которой инвесторам отдают под реконструкцию исторические здания с последующей льготной арендой. В этом году планируется выставить на аукцион более 50 таких зданий. В центре города находится более 200 зданий, которые принадлежат Москве. Для их реконструкции также будут создаваться проекты и привлекаться инвесторы.
Также в 2013 г. будут проходить аукционы по строительству социальных, медицинских, образовательных объектов, куда будут привлекаться инвесторы. По словам мэра Москвы, необходимо развивать промышленные зоны, площадь которых составляет 17 тыс. га. По 15 млн. кв. м уже подготовлены проекты. Среди них ЗИЛ и Тушинский аэродром.
Одной из главных проблем в столице является транспортная, отмечалось в ходе встречи. Для ее решения пущено несколько крупных проектов строительства метрополитена, реконструкция и строительство новых дорог, пригородного железнодорожного сообщения и трамвайных путей. Объем инвестиций в развитие транспортно-пересадочных узлов в ближайшие годы составит около 300 млрд. руб.
Как отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, правительство города готово сделать вопрос развития промышленных зон одним из приоритетных и работать с предложениями инвесторов. Собянин сообщил, что с целью привлечения инвесторов правительство Москвы принимает меры для снижения административных барьеров. Уже упрощена и ускорена процедура выдачи разрешений на строительство и решена проблема с подключением к инженерным сетям.
По словам Хуснуллина, чтобы город не потерял инвестиционную привлекательность, необходимо развивать транспортную и строительную отрасли. Заммэра напомнил о рейтинге из 27 мегаполисов мира, в котором Москва по транспортной обеспеченности находится на 20 месте, а по транспортному строительству по итогам 2012 г. – на 11 месте. Среди основных направлений по привлечению инвесторов Хуснуллин отметил развитие новых территорий, где уже сейчас заканчивается подготовка планировки проекта административно-делового центра в Коммунарке и транспортная схема реконструкции Калужского шоссе. Также туда планируется подвести линии метрополитена. Летом будет утверждена транспортная схема развития новых территорий, а до конца года – территориальная схема. В ТиНАО Москвы выделено 12 точек роста, среди них зона технопарка “Румянцево”, зона вокруг аэропорта «Внуково», Троицка и другие. По словам М. Хуснуллина, для инвесторов эти проекты являются одними из самых привлекательных. Кроме того, необходимо развивать крупные площадки города, такие как Молжаниново и “Лужники”.
Хуснуллин также отметил, что к 2015 г. необходимо закончить программу по сносу ветхого жилья. Также предполагается реконструкция ветхих домов, которые не планируется сносить.
Кроме того, в настоящее время готовится проект по строительству 30 поликлиник на 10 млрд. руб. По словам заммэра, необходимо внести изменения в адресную инвестиционную программу, поскольку в городе наблюдается диспропорция в обеспечении поликлиниками отдельных микрорайонов. («Регнум»/Строительство в Украине, СНГ и мире)