В центре Арктики на северо-востоке полуострова Ямал в середине 2012 г. началось строительство морского порта Сабетта. В 2016 г. многофункциональный торговый терминал откроет всем территориям России ворота Северного морского пути в Азию, Европу и Америку.
Идея использования географического и ресурсного преимущества Арктики возникла в связи с тем, что в настоящее время больше половины коммерческих перевозок в России производится железнодорожным транспортом, а на долю морского транспорта приходится менее 1%.
В 2011 г. средняя скорость доставки грузов железнодорожным транспортом снизилась почти на 10% к уровню 2010 г., до 247 км в сутки. Такая тенденция сохраняется уже 10 лет, что вызывает необходимость большей загрузки водных путей. В свою очередь, основной объем портового грузооборота приходится на Балтийский, Азово-Черноморский и Дальневосточный бассейны, в то время как на Арктический бассейн – только 10%. При этом исследования ледовой обстановки показывают, что дорога через льды больше не является непроходимой и при интенсивном использовании льды не будут мешать.
Технологическая оснащенность российских торговых портов не обеспечивает необходимый объем перевалки внешнеторговых и транзитных грузов, в результате часть российских грузов, перевозимых морским транспортом, следует через иностранные порты, увеличивая затраты. Возрождение Северного морского пути помогло бы усовершенствовать морскую транспортную инфраструктуру.
Как отметил член Морской коллегии, губернатор Ямало-Ненецкого АО Д. Кобылкин, Северный морской путь является не только кратчайшим водным путем между европейской Россией и Дальним Востоком, но и уникальным трансконтинентальным маршрутом, который проходит через крупные экономические районы Крайнего Севера, занимающие 2/3 территории всей России. Его длина от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5600 км.
Для России этот путь имеет важное стратегическое значение, связанное с возможностью транспортировки из районов Крайнего Севера углеводородного сырья, а также снабжения этих районов техникой и продовольствием. Помимо этого, он открывает доступ к мировым рынкам для зерна Сибири, металлов Урала, нефтехимии Татарии.
При межконтинентальной транспортировке по Северному морскому пути удастся избежать затрат, связанных с транзитом через иностранные государства и проходом судов через Суэцкий канал, сократить расстояние на 2-3 тыс. миль по сравнению с портами Балтии, а также экономить на топливе.
Сооружение порта Сабетта идет параллельно с реализацией проекта строительства завода по сжижению газа “Ямал-СПГ” и предполагает одновременное подведение к порту железнодорожных магистралей, трубопроводных сетей и автомобильных дорог. В Сабетте планируется также построить международный авиационный терминал, но “главное – это арктическая железная дорога, альтернативы которой ни в России, ни в мире нет”. Один только транспортный блок арктической железной дороги, по мнению разработчиков проекта, даст России при мультипликативном эффекте 9,5 млн. рабочих мест.
Создание Арктического транспортного блока на базе порта Сабетта поможет наладить прохождение мощного потока грузов по Северному морскому пути, развить прилегающие территории, снизить нагрузку на существующую транспортную инфраструктуру и сэкономить грузоотправителям только на транспортных расходах до 15 млрд. руб. в год. (БИКИ/Строительство в Украине, СНГ и мире)