Популярный портал объявлений в Интернете изменил свою стратегию, в несколько раз повысив цены на размещение объявлений, что значительно усложнило процесс поиска недвижимости для потенциальных покупателей и арендаторов, поскольку им теперь приходится искать объекты на разных порталах.
С другой стороны, это поможет отсеять предложения, не соответствующие нынешней ситуации на рынке, и сконцентрировать внимание на качественных объектах по адекватным ценам. Об этом говорят многие члены Латвийской ассоциации недвижимости Lanida: одни высказывают опасения, другие отмечают позитивные моменты.
Вот как комментирует сложившуюся ситуацию Айя Аболиня, председатель правления компании по недвижимости Ober Haus, члена LANIDA: “До сих пор на популярном портале можно было найти множество разных предложений недвижимости, которые просматривали и те, кто ищет объекты для покупки или аренды, и частные лица, продающие или сдающие недвижимость. Там же размещали свои предложения агенты по недвижимости. Недавно стратегия портала изменилась – в несколько раз повысились цены за размещение таких объявлений. Это привело к тому, что и частные лица, и индивидуально практикующие агенты задумались, стоит ли размещать информацию по столь высокой цене именно на этом портале, и начали искать другие возможности для экспонирования своих объектов в виртуальной среде. Это очень усложняет процесс поиска недвижимости для потенциальных покупателей и арендаторов, потому что объявления приходится искать на разных сайтах”.
Аболиня добавила, что в дальнейшем в электронной среде изменится предложение и сегментация рынка.
“Раньше бывало, что в Интернете пять-восемь одинаковых объявлений “висели” очень долго, потому что некоторые действовали по принципу – “поставлю-ка я объявление по неадекватной рынку цене и посмотрю, что будет”. В нынешней ситуации такие объявления отсеиваются, и уже нельзя будет продолжать эксперименты с ценами на недвижимость. Это пойдет на пользу потенциальным покупателям и арендаторам, так как рынок очистится от фальшивых объявлений, и цены будут более реальными”, – отметила эксперт.
В свою очередь член ассоциации Lanida, агент по недвижимости Айвар Бирулис, который в своей профессиональной деятельности активно использует Интернет и особенно социальные сети, усматривает в подорожании объявлений много плюсов и единственный минус.
“Бизнес есть бизнес, и, очевидно, у владельцев портала есть основания для таких действий, а минус в том, что, как это случается в нашей стране в самых разных областях, мы просыпаемся утром и без предупреждения узнаем, что все подорожало. Зато я вижу в данной ситуации несколько позитивных аспектов: из Интернета уйдут те, кто необдуманно ставил объявления о недвижимости, превращая виртуальную среду в мусорник. Тот, кто занимается недвижимостью профессионально, станет серьезнее подходить к размещению объявлений, тщательнее готовить описания и иллюстрации, больше думать о сервисе, об обслуживании клиентов. Это заставит заключать эксклюзивные договоры с владельцами или доверенными лицами. Еще один плюс в том, что хозяева объектов, продумав свое решение, обратятся к профессионалам, агентам и компаниям, за конкретной помощью. И лично мне кажется, что цены на услуги не вырастут, если придется вкладывать больше усилий в размещение объявлений (стоимость объявлений войдет в затраты на услугу). Кроме того, частные лица будут получать услуги специалистов с гораздо большим эффектом, чем если бы сами пытались пробиться на рынок”, – считает Бирулис.
Он рассказал о своем опыте использования в сделках с недвижимостью несколько сайтов и о создании специальной группы по сделкам с недвижимостью в социальной сети Facebook.
“Конечно, есть опасения, что теперь группа в Facebook переполнится объявлениями, потому что уже сейчас это очень популярная страница, где активно размещают объявления частные лица, агенты и компании по недвижимости, показавшая себя как достойный канал для продажи, покупки, аренды недвижимости. Мы видим, что сделки происходят постоянно. В основном объявления на Facebook входят в ценовую группу до 300 тыс. евро (жилой фонд и коммерческая застройка). Ежедневно мы помещаем около 50 объявлений и единственное условие – не ставить логотипы компаний и прямые ссылки. Страница хорошо обеспечивает и обратную связь с пользователями (на некоторые объявления было около 100 комментариев), что заставляет поддерживать соответствующее качество (объявления не просто “закидываются”, нужны хорошие фото, корректные описания и адекватные цены). В данный момент это бесплатно, но, если популярность группы вырастет, возможно, придется думать и об оплате, потому что размещение и обслуживание этих объявлений уже теперь достаточно трудоемкий процесс”, – поделился агент.
Исполнительный директор ассоциации Lanida Ирина Сярки отметила, что время от времени профессионалы рынка недвижимости поднимают вопрос о создании общей платформы в Интернете для собственных нужд.
“Ситуация, которую мы сейчас наблюдаем на рынке недвижимости, влечет за особой определенные перемены, поэтому вопрос о единой базе данных объектов всех участников рынка становится все более актуальным. Такая база может стать не только отличным инструментом в работе агента недвижимости, но и облегчит поиск объектов потенциальным клиентам. Видимо, пришло время объединить усилия”, – подчеркнула Сярки. (Db.lv/Строительство в Украине и мире)