Военная агрессия РФ против Украины затронула все сегменты стального рынка Украины. Падение спроса, проблемы с логистикой и другие сложности требовали от участников рынка принятия решений по переустройству своей работы. Компания “Украинская фабрика стальных продуктов”, которая занимается производством различных металлоконструкций, делится своим опытом работы в условиях войны.
Наша компания производит металлоконструкции для дорожного строительства (дорожные ограждения, порталы, опоры освещения и др.), сектора животноводства (ограды фиксации голов head-lock, боксовые разделители, кормовые столы и др.), коммунального хозяйства (остановочные павильоны, навесы и т.д.), промышленного строительства (лестничные ограждения и площадки, нестандартные виды металлоконструкций).
Из-за сложной ситуации в стране и уменьшения количества заказов уровень загрузки производства упал на 80%. Наибольший спад наблюдается в сегменте металлоконструкций для строительства и ремонта дорог – он составляет около 95%. Сейчас из этой специализации мы производим только стойки для дорожных знаков.
Несколько лучше ситуация в сфере производства металлоконструкций для животноводства. Это связано с тем, что закупки оборудования для животноводства аграрии финансируют за счет собственных средств, тогда как дорожное строительство зависит от госзаказа. Однако мы понимаем, что сейчас затраты на строительство и ремонт дорог не приоритетны для государственного и местных бюджетов.
В рамках оптимизации работы компании большое внимание мы уделили внутренним технологическим процессам – повышению эффективности использования оборудования, сокращению простоев и др. Однако, учитывая падение объема заказов, нам пришлось уменьшить количество персонала более чем на 50%.
Ситуация на рынке металлоконструкций для отдельно взятого предприятия зависит от направления деятельности и возможности завода быстро переориентироваться на востребованную продукцию. Однако если ты производитель металлоконструкции, то это не значит, что ты можешь делать из металла абсолютно все.
Мы постоянно проводим мониторинг рынка в поисках востребованных металлоконструкций, которые могли бы производить, но возникает вопрос экономической целесообразности выпуска той или иной продукции.
Сейчас востребовано производство печей и твердотопливных котлов. Мы также рассматривали для себя это направление и малосерийно делаем печки. Также военным сейчас нужны полевые кухни, мы готовы их производить, но здесь необходима сертификация.
Резкое сокращение производства металлопродукции в Украине не оказало сильного влияния на нас, поскольку потребление металла в нашем производстве сократилось примерно на 90%. Исчезнувший с рынка металл украинского производства мы заменили импортными поставками. Сами мы не импортируем металлопродукцию, но купить, например, 20 т привозного металла не является большой проблемой.
Из продукции украинского производства мы продолжаем покупать трубы “Интерпайпа”.
В целом цены на сталь для металлоконструкций выросли примерно на 40%, однако себестоимость выросла еще больше за счет цен на энергоносители.
Из-за войны трудно говорить о перспективах украинского рынка металлоконструкций. Сейчас мы полностью перешли от долгосрочного планирования к кратко- и среднесрочному. У нас сейчас больше ситуационных, чем стратегических решений. Но можно осторожно прогнозировать, что после войны рынок металлоконструкций будет расти, поскольку во многих регионах страны нужно будет восстанавливать инфраструктуру всех видов. (GMK Center/ Строительство в Украине и мире)