В правительстве Армении состоялось очередное заседание Совета по управлению инвестиционной программой автодорожного коридора “Север-Юг” под председательством вице-премьер-министра Амбарцума Матевосяна.
Согласно информации правительства, в повестке дня стоял вопрос о начале тендера на строительные работы участка Сисиан-Каджаран. Амбарцум Матевосян, касаясь потенциала программы и ожидаемых результатов, отметил, что строительство участка Сисиан-Каджаран является одним из приоритетов правительства. “Реализация программы повысит интерес к транзиту через Армению, обеспечит безопасность южных регионов РА, будет способствовать их экономическому развитию и повышению уровня жизни населения”, – сказал он.
В рамках повестки дня участники заседания обсудили и ряд вопросов, связанных с надлежащей реализацией тендерного процесса. Согласно проекту дороги Сисиан- Каджаран, планируется строительство новой дороги II технического категории с расчетной скоростью 100 км/ч, общей протяженностью около в 60 км, в том числе 4,7 км мостов и тоннелей общей протяженностью в 12,5 км., самый длинный из которых Баргушатский тоннель будет иметь длину в 8,6 км.
В результате удастся сократить протяженность дороги Сисиан-Каджаран примерно на 58 км, увеличить среднюю скорость на 50 км/ч, установить ее в пределах 100 км/ч, сократить время пути примерно на 1,5-2 часа, а также повысить комфорт и безопасность движения.
Программа включена в Ориентир-2 экономического и инвестиционного плана ЕС, в рамках которого правительство эффективно сотрудничает с Евросоюзом, Европейским инвестиционным банком и партнерами ЕБРР в направлении дальнейшего финансирования и реализации программы.
Отметим, что стратегическая приоритетность реализации программы строительства южного участка магистрали “Север-Юг” в разрезе последних событий на границе с Азербайджаном в Сюникской области Армении становится безальтернативной. Дорога должна надежно, безопасно и быстро связать южные приграничные с Ираном регионы Армении с центральными. Правительство Армении 24 сентября утвердило данную инвестиционную программу в рамках Инвестиционной программы транспортного коридора Север-Юг: Транш-4 и особенности организации предквалификационной процедуры и дало старт реализации программы строительства участка дороги Сисисан- Каджаран в Сюникской области республики. Как заявил замминистра территориального управления и инфраструктуры Армении Ваче Тертерян, утверждение проекта позволит приступить к решению некоторых процедурных вопросов и тем самым до конца 2022 года завершить проведение тендеров и процесс закупок. Это, в свою очередь, позволит дать старт самой программе, указал замминистра. Стоимость программы только по строительной части составит, по предварительным данным порядка $1.5 млрд. Ее реализация предусматривает активное сотрудничество с международными партнерами РА.
Проект “Север-Юг” позволит сократить расстояние от иранской границы до грузинской границы с 556 до 490 километров. Дорога существенно облегчит выход к Черному морю не только для Армении, но и для Ирана. Проект обеспечит выход к Черному морю и к европейским странам через территорию Армении (Мегри-Капан- Горис-Ереван- Аштарак-Гюмри- Бавра) и Грузии. Строительство коридора изначально планировалось завершить в 2019 году. Стоимость программы постоянно пересматривалась в сторону повышения. Между тем, в сентябре 2012 года, когда началось строительство автомагистрали, сумма, которую называли представители правительства Армении, была в разы меньше – $962 млн.
Азиатский Банк Развития в 2009 году уже предоставил на строительство атомагистрали более полумиллиарда долларов США. (АрмИнфо/Строительство в Украине и мире)