Крупные компании дорожного строительства на конгрессе “Дороги будущего” Национальной ассоциации дорожников Украины (НАДУ) в Киеве отчитались в росте в два-три и более раз численности работников и объема ремонтных работ за последние несколько лет, объясняя этот результат резко выросшим объемом бюджетного финансирования в рамках проекта “Большое строительство”.
По словам генерального директора ООО “Автомагистраль-Юг” Николая Тимофеева, за четыре года персонал компании вырос с 1,5 тыс. до 6,5 тыс. человек.
“900 км в этом году планируем ввести в эксплуатацию. Три года назад все государство столько вводило – 900-1000 км в год”, – отметил он.
Главный инженер ООО “Онур Конструкцион Интернешнл” Александр Добони сообщил, что если в 2019 г. компания построила около 350 км дорог, то за год она выросла более чем вдвое и по объемам, и по количеству сотрудников. Он добавил, что только в оборудование было инвестировано около 3 млрд. грн., было куплено порядка 2 тыс. единиц техники, в результате ее парк в 2020 г. достиг 4 тыс., передает “Интерфакс-Украина”.
“В этом году бизнес и дальше растет”, – сказал Добони, призвав к большему внедрению в Украине бетонных дорог, подобных новой Днепр-Решетиловка, на которой работает компания, так как битума для традиционных асфальтных дорог не хватает.
По словам руководителя группы компаний RDS Юрия Шумахера, если в 2019 г. у них было 1 тыс. работников, то сейчас – свыше 3 тыс.
“Сдавали 20 км с трудом, а сейчас сдаем 600 км”, – отметил он.
Шумахер подчеркнул, что надежное бюджетное финансирование дало банкам новую отрасль для кредитования, что вместе с падением ставок позволяет быстрее строить.
По информации ProfiDOM.com.ua, директор ООО “Дорожное строительство “Альтком”” Игорь Карнаков на конгрессе сообщил, что после потери из-за аннексии Крыма и войны на Донбассе цементного комбината, порта и множества техники компанию могло спасти только чудо, и таким чудом стало “Большое строительство”. По его словам, если несколько лет назад в компании было 400 сотрудников, то теперь 1,5 тыс., а объем годовых контрактов вырос с 400 млн. грн. до 5 млрд. грн., и “кажется мало”. Он добавил, что компания снова вернулась к выполнению контрактов в Туркменистане и Ираке.
Руководитель работающего преимущественно в Одесской области ООО “Евродор” Геворг Аветисян сказал, что компания недавно приобрела один мобильный асфальтобетонный завод и один стационарный, который в этом году будет монтировать.
Говоря о ключевых проблемах и задачах на ближайшее время, участники обсуждения высказались за скорейшую либерализацию ценообразования в отрасли.
“Мы надеялись, что это будет сделано до конца года, но вижу, что минимум год времени еще надо”, – констатировал Тимофеев из “Автомагистрали-Юг” после выступления представителей государства.
Были озвучены также предложения об ужесточении тендерных требований при закупках, подобно тому, как это сделано в ЕС. В частности, Шумахер из RDS предложил включить в них наличие аналогичных по сумме выполненных контрактов, а также прибыльность за какое-то время.
Отдельно руководители компаний констатировали низкое качество проектной документации, в том числе из-за выбора проектантов на тендере только на основе ценового критерия, что приводит к возникновению дополнительных работ. По их словам, в целом отрасль проектирования автодорог и мостов существенно отстает от взятых темпов “Большого строительства”.
“Это объективная проблема. Долго ничего не строили. Был автодорожный бюджет 20 млрд. грн., а стал 120 млрд. грн.”, – высказал свое мнение о причине проблемы Карнаков из “Альткома”, призвав вместе с коллегами государство помочь в популяризации профессии дорожника и дорожного проектанта и увеличению госзаказа на специалистов.
Еще одной острой проблемой была названа логистика, особенно “Укрзализныця”, которая, по словам Тимофеева из “Автомагистрали-Юг”, не может обеспечить необходимые автодорожникам объемы перевозок.
По словам Добони из “Онура”, если бы была возможность решить проблемы с перевозкой материалов в удаленные от основного сырья регионы, то объемы строительства можно было бы нарастить еще на 20-30%. Он уточнил, что особенно остро этот вопрос стоит в конце лета – осенью, когда накопленные запасы исчерпываются, а оперативно их пополнить нет возможности, хотя свободные мощности у производителей есть.
В минувшем году в Украине было отремонтировано чуть более 6 тыс. км дорог, в этом будет около 6,5 тыс. км, а в следующем планируется увеличить объемы до 10,5 тыс. км.
Всего в Украине 170 тыс. км дорог общего пользования, из которых 50 тыс. – дороги государственного значения и 120 тыс. км – местного. Проект госбюджета на 2022 г. предусматривает расходы на строительство автодорог на уровне 124,1 млрд. грн. при плане в 2021 г. 123,9 млрд. грн. (ProfiDOM.com.ua/Строительство в Украине и мире)