Пандемия короновируса и внезапный карантин спровоцировали изменения на рынке торговой недвижимости, затронули операционную деятельность, управление ТРЦ, породили новые тренды в архитектуре и проектно-изыскательских работах.
Архитекторы UTG подвели итоги необычного для планеты года, спрогнозировали актуальные тенденции в архитектуре, планировочных решениях, концептуальных наработках, дизайне торговых центров для соответствия трансформированным потребительским запросам в ближайшей перспективе.
Особенную важность приобретает безопасность посетителей.
“Новые планировочные решения будут направлены на распределение потоков и избежание скопления людей. Практически в каждом ТРЦ уже сегодня наблюдается разделение движения входящих и выходящих”, – комментирует ведущий архитектор компании UTG Максим Синулин.
По итогам 2020 г. лояльность к покупкам онлайн возросла на 25%, в e-commerce вовлекаются новые возрастные категории потребителей. Online-ритейлеры выходят в offline (Rozetka, Citrus, Make Up), диджитализация, эмоции и впечатления дополняют физические магазины (зоны виртуальной реальности, дополненная реальность, оплата улыбкой), продвижение в социальных сетях (многоканальность, коллаборации с блогерами).
“ТРЦ становятся более гибкими и адаптируются к возможностям онлайн-формата. Открываются зоны click and collect (возможность заказать нужный товар на сайте ритейлера, а забрать в ближайшем физическом магазине), постепенно внедряется искусственный интеллект, персонализация, биометрическая таргетированная реклама, эволюционируют каналы донесения информации и нетрадиционные способы подачи контента для поколений Y и Z, развиваются новые сервисы – доставка товаров, примерка на дому, централизованный возврат покупок”, – комментирует архитектор UTG Кристина Гаурилюте.
Требования по социальному дистанцированию значительно влияют на работу заведений общественного питания, фитнес-центров, кинотеатров, ДРЦ. Одними из первых отреагировали кафе и рестораны – развивается собственная служба доставки, более просторные помещения кухонь, предпочтительно наличие отдельного входа.
Претерпевают изменения и классические фуд-корты, а на их месте все чаще встречается более новый формат – фуд-холлы. По сути, это огромный ресторан с большим выбором блюд тематических кухонь (европейская, украинская, грузинская, итальянская, вьетнамская, китайская, винные бары, морепродукты, бургеры). В просторных помещениях с совмещенными мини-ресторанами отсутствуют скопление людей в очередях, потоки и посетители разделены стилистическими перегородками.
Усиливается тренд “живи-работай-отдыхай”, приближение рабочих мест к массивам проживания. В торговых центрах появляются зоны коворкингов, бизнес-центров, мультимедийных библиотек, поликлиник, стоматологических клиник, образовательных заведений, административных услуг и документ-сервисов, спортивных клубов, фотостудий. Коммерческая недвижимость приобретает множество функций, комбинируя их в формате mixed-use.
“Активно продвигаемый компанией UTG формат в объединении жилых комплексов, офисных помещений, торговых центров и социальной инфраструктуры (Smart Plaza Polytech, Smart Plaza Obolon) продолжает свое развитие в меняющихся условиях. White Lines в Киеве, S)Mall в Виннице, Planeta Mall в Харькове, “Таировские сады” в Одессе являются яркими примерами комплексов, объединяющих целый ряд функций в составе МФК”, – уточняет Максим Синулин.
Концептуальные торговые центры уже давно перестали быть просто скоплением магазинов и превратились в место проведения досуга и отдыха. Поскольку проведение массовых мероприятий внутри здания становится затруднительным, а порой даже невозможным, то большинство из массовых активностей перемещаются на прилегающие территории под открытым небом, становятся своеобразными магнитами притяжения для посетителей.
“В будущем усилится проработка и создание общественных пространств и зон отдыха на свежем воздухе с организацией удобной пешеходной инфраструктуры (пространство без машин, тротуары, переходные переходы, навигация)”, – комментирует архитектор Елизавета Кочерга.
Для многих объектов карантин стал важным индикатором необходимости смены всей концепции. Ключевым акцентом реновации является расширение и наполнение различными форматами зон общественного питания и развлечений, в отдельных объектах проводится масштабная ротация арендаторов.
“Сейчас мало просто пересмотреть планировочные решения и тенант-микс – необходимо разработать абсолютно новую концепцию, чтобы привлечь целевую аудиторию и создать постоянные потоки посетителей. Тогда вчерашнее падение трафика обернется его ростом и положительно повлияет на другие показатели”, – комментирует архитектор Дмитрий Атаев.
Например, такой подход реализуется с бывшим ТРЦ “Мегалан” в Харькове. Вследствие реконцепции, выполненной компанией UTG, произошла смена названия на ТРЦ Planeta Mall, обновлены фасады и дизайн интерьеров, существенно увеличена площадь (до 110 тыс. кв. м). (Profidom.com.ua/Строительство в Украине и мире)