В этом году наблюдается рост дорожно-строительных издержек на 10%, и это самый стремительный скачок за последние шесть лет, говорят отраслевые эксперты.
Две основные причины – повышение цен на сырье (металлы и нефтепродукты) и рост зарплат.
“Самый большой прирост создает повышение цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке, которое очень сложно предугадать, чтобы каким-то образом ограничить этот риск. К сожалению, это увеличение в настоящее время полностью ложится на плечи строителей, и нужно уметь предсказывать, что именно создаст больше издержек, чем планировалось. Другая важная часть прироста стоимости формируется за счет издержек на рабочую силу – и непосредственно в виде зарплат, и в виде налогов. С учетом того, что количество инженеров и специалистов в дорожном строительстве ограничено, рост их оплаты труда происходит очень быстро, а прежние проекты это часто не покрывают”, – говорит Арманд Свикис, оперативный руководитель одной из крупнейших дорожно-строительных компаний A. C. B.
Чтобы охарактеризовать удорожание ресурсов, председатель правления дорожно-строительной компании Binders Айгар Сея приводит следующий пример – для строительства трамвайных путей в ноябре прошлого года компания закупила рельсы по цене более чем на 10% ниже той, по какой вынуждена закупать их сейчас для другого проекта. Отдельные виды щебня и минеральные материалы за сезон подорожали на несколько десятков процентов.
Член правления предприятия Saldus celinieks Гинтс Каролс говорит, что битум, например, подорожал почти на 100%.
“Помимо стремительного роста цен на битум и, как следствие, на эмульсию, которые являются одними из важнейших в общей структуре расходов в дорожно-строительной отрасли, на несколько десятков процентов выросли также цены на транспорт, технические услуги и расходные материалы (смесь гравия и гальки, минеральные и дренирующие материалы). Это связано и с ростом цен на топливо, и ростом спроса на рынке”, – говорит Г. Каролс. (Db.lv/Строительство в Украине и мире)