На заседании Совета по автодорогам (Autocelu padome) Министерства сообщения без возражений была принята к сведению информация о первом в Латвии проекте государственно-частного партнерства (PPP) в дорожном строительстве на 160 млн. евро.
В эту сумму государству обойдется строительство, финансирование и 20-летняя эксплуатация Кекавской объездной дороги (E67/A7, Kekavas apvedcels) протяженностью 17 км. Несмотря на то, что в обществе этот проект воспринимается неоднозначно, его обсуждение по существу так и не началось, хотя масштабы трат на единичный проект можно считать беспрецедентными.
Член правления Latvijas Valsts Celi Мартиньш Лаздовскис, представляя проект, ссылался на заключение международной аудиторской фирмы PriceWaterhouseCoopers о том, что он идеально подходит для РРР. Заключение было дано в 2006 г., данных о том, кто и когда планировал финансовую часть проекта, докладчик не привел. Но сообщил, что “все риски инвестор возьмет на себя”, а также обеспечит “инновации в технологиях и управлении проектом”, тогда как “государство будет платить частному партнеру по 8 млн. в год с момента сдачи дороги в эксплуатацию – 2023 г.”. Предполагается, что 8 млн. в год – сумма небольшая, однако таким образом за 20 лет наберется 160 млн. евро.
Лаздовскис сообщил, что по проекту уже объявлена первая закупка – подбирается консультант для организации проекта РРР. Также начался выкуп земли по трассе, 14 км которой будут построены с нуля.
1 марта сомнения по “проекту века” высказала оппозиционная партия No sirds Latvijai, указав на то, что 10 млн. евро на километр дороги – необоснованно высокая конечная цена. Это заключение было основано на опросе специалистов, который показал, что строительство новой дороги в Латвии обходится в 1-1,5 млн. евро/км. Поэтому депутаты Сейма призвали Кабинет министров остановить проект, предусматривающий разбазаривание средств.
Чтобы убедиться, что речь идет о разбазаривании, достаточно произвести простые расчеты.
По плану, на само строительство отведено 77,6 млн. евро, 41 млн. – плата за кредит (20 лет), 40 млн. – плата за обслуживание дороги в те 20 лет, пока она будет в управлении частного партнера до полной передачи государству (2023-2043 гг.). И еще 13,8 млн. потратят на выкуп земли у частников. Это все формирует общую сумму 175,3 млн. евро.
А теперь среднерыночные показатели.
Себестоимость строительства. 77,6 млн. евро: 17 км = 4,56 млн./км при средневзвешенной цене 1,5 млн./км. В сухом остатке “частного партнера” – примерно 52 млн. излишков.
Кредитование. 41 млн. за выдачу кредита. При такой сумме и заказчике (государство) процентная ставка будет в пределах 1-1,5% в год. Таким образом, в первый год банк получит порядка 1,16 млн. евро в качестве процентов, и далее со снижением суммы по нисходящей экспоненте. В общем, финансирование должно стоить чуть более 12 млн. Разница с планом – 29 млн. евро.
Уход за дорогами – 40 млн. евро. Обещают за 20 лет трижды обновить верхний слой асфальта, что стоит примерно 10 евро./кв. м. С учетом полосности (14 км – 4 полосы, 3 км – 2) это будет 31 км, ширина полотна – 7 м, итого 2 млн. евро на одну операцию, или 6 млн. на все. На прочие аналогичные опции латвийским дорогам достается 60 млн. в год на сеть в 20 тыс. км, итого 3 тыс. евро в год на километр. Умножив на 31 км, выходит 93 тыс. в год, за 20 лет – 1860 тыс. евро. И 6 млн. потрачено на асфальт, итого затраты – 7,86 млн. евро. А выделяется 40 млн. Маржа частного предпринимателя составляет чуть более 32 млн.
Таким образом, из запланированных проектантами затрат в 160 млн. евро в кармане “частного” партнера осядет 52 + 29 + 32 = 113 млн. евро, не включая прибыли при выполнении работ, которая, конечно же, любым предпринимателем закладывается. При этом в ходе объявленного конкурса LVC2016/81/AC на подбор консультирующей фирмы именно она должна “разработать правила для привлечения частного партнера, наилучшую модель финансирования и предотвращения рисков, подобрать финансовую организацию и оценить ее предложения”. Будет ли при этом учитываться интерес государства или задача – благополучно освоить выделенные средства? Об этом на совещании в Министерстве сообщения ничего сказано не было. Первый проект публично-частного партнерства в латвийской истории и дорожном строительстве, еще не начавшись, уже напоминает скандальный Южный мост, в стоимости которого прямые строительные издержки составляют менее половины. (Db.lv/Строительство в Украине и мире)