Аэропорты, дороги и другие крупные госпроекты в Германии почти всегда обходятся налогоплательщикам дороже первоначальной сметы, причем превышение достигает почти трех четвертей запланированной суммы.
На данный момент в Германии есть два скандальных долгостроя: новый международный аэропорт «Берлин-Бранденбург», где работы растянутся, по всей видимости, на 7,5 лет, хотя изначально планировались 2,5 года, и Эльбская филармония в Гамбурге, где первый концерт вместо 2010 г. состоится в 2017 г.
Соответственно, за новые воздушные ворота столицы немецким налогоплательщикам придется вместо 2,5 млрд. евро заплатить как минимум 5,4 млрд. евро. Будущая достопримечательность Гамбурга, в конечном счете, будет стоить не менее 865 млн. евро при первоначальной оценке в 352 млн. евро.
Однако ученые Школы управления Hertie в Берлине в исследовании, озаглавленном “Крупные проекты в Германии: между амбициями и реальностью”, пришли к выводу, что эти случаи не исключение, а часть тенденции. Они проанализировали 170 крупных проектов, на реализацию которых с 1960 г. выделялись средства из государственной казны или местных бюджетов (включая государственно-частное партнерство). И обнаружили: расходы на те 119 проектов, которые уже полностью завершены, оказались в среднем на 73% выше, чем изначально планировалось.
К наиболее серьезному перерасходу до сих пор приводили проекты в области информационных технологий, например, разработка системы оплаты проезда грузовиков по немецким автобанам или программного обеспечения для налоговых органов страны. В десяти исследованных случаях конечная стоимость оказывалась в среднем на 394% выше запланированной.
В среднем на 136% дороже ожиданий Германии стоили проекты в области энергетики. Пока страна не решила отказаться от атомной энергии, особенно высокий перерасход (164%) возникал при сооружении АЭС. Сейчас первоначальная смета регулярно превышается при возведении ветропарков в открытом море, хотя здесь средние размеры перерасхода существенно ниже (20%).
При закупке вооружений данный показатель составляет 87%, при сооружении общественных зданий – 44%. В транспортной сфере смету превышают в среднем на 33%, при этом наибольшие дополнительные расходы возникают при сооружении аэропортов, а наименьшие – при строительстве автодорог.
Профессор Гениа Костка и ее коллеги по Школе управления Hertie в ходе исследования попытались разобраться, в чем причины регулярного роста дополнительных расходов при реализации государственных заказов. Они отмечают, что наиболее серьезный перерасход обычно порождают “проекты-первопроходцы”, поскольку с ними всегда велика опасность возникновения непредвиденных технических проблем, ведущих к срыву первоначальных сроков и существенному превышению сметы.
Однако практически всегда задержки и перерасход связаны с управленческими просчетами и ошибками, подчеркивается в исследовании. При этом возможную коррупционную составляющую ученые не рассматривают, поскольку их интересуют именно вопросы управления.
Так, на первоначальной стадии многих крупных проектов весьма распространены “нереалистические ожидания” и “сверхоптимизм”: все участвующие стороны недооценивают комплексность стоящей перед ними задачи и дают невыполнимые обещания, под которые пытаются подогнать график и смету. Нередко работы начинаются до окончательного утверждения проектной документации. Весьма распространенной ошибкой является внесение в проект многочисленных изменений по ходу строительства.
Серьезной проблемой является также “недостаточная компетентность” органов, призванных контролировать реализацию проекта, подчеркивают авторы исследования. Поэтому они настоятельно рекомендуют государству впредь привлекать к крупным проектам “независимых экспертов со стороны”, причем не просто в виде консультантов, а закреплять за ними контрольно-надзорные функции.
Другой совет: предоставлять достаточно времени и средств разработчикам и не приступать к строительству до полного завершения проектных работ. Берлинские ученые убедились, что именно на первоначальном этапе совершаются основные управленческие ошибки, которые и приводят затем к срывам сроков и превышению сметы. («Интерфакс-недвижимость»/Строительство в Украине и мире)