Россия заняла место крупнейшего рынка торговой недвижимости в Европе по итогам второго полугодия 2014 г., говорится в исследовании компании Cushman & Wakefield.
Как отмечают аналитики, Россия сместила Францию, которая являлась лидером по объему предложения торговой недвижимости в Европе на протяжении 43 лет.
По данным экспертов, во втором полугодии 2014 г. на рынок Европы вышло много новых предложений торговой недвижимости. Больше половины нового предложения было представлено российскими объектами.
“К концу прошлого года общий объем предложения в России превысил 17,7 млн. кв. м, в то время как во Франции аналогичный показатель составил 17,66 млн. кв. м. Великобритания является третьим крупнейшим рынком с общим объемом предложения равным 17,1 млн. кв. м”, – говорится в исследовании.
По данным аналитиков, по состоянию на 1 января общий объем предложения на рынке торговой недвижимости Европы составляет 152,3 млн. кв. м, что на 3,3% больше показателя прошлого года. В Западной Европе сосредоточено 69% общего объема уже существующих площадей, в то время как новое строительство сконцентрировано в Центральной и Восточной Европе. Во втором полугодии 2014 г. на рынок Восточной Европы вышли проекты общей площадью 2,2 млн. кв. м, в то время как Западная Европа вывела на рынок в два раза меньше торговых площадей – 981 тыс. кв. м.
Эксперты поясняют, что активность европейских девелоперов вызвана необходимостью удовлетворить спрос потребителей на крупные торговые центры с большим разнообразием брэндов, развлекательных услуг, а также ресторанами и кафе. Они отмечают, что набольшее количество проектов будет реализовано в России и Турции. При этом аналитики подчеркивают, что развитие проектов в России зависит от условий кредитования и международной геополитической ситуации.
“С марта 2014 г. российский рынок торговой недвижимости испытывает небывалое давление. Украинский кризис и последовавшие за ним санкции, падение курса рубля и цены на нефть, особенно четко проявившееся во втором полугодии прошлого года, вызвали у арендаторов практически паническую реакцию. Как и следовало ожидать, значительный объем нового предложения остается вакантным, а ритейлеры по большей части сосредоточены на оптимизации существующих площадей, а не на открытии новых торговых точек”, – сказал руководитель отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield в России Максим Карбасникофф.
Он добавил, что стабильные продажи на рынке розничной торговли в первом квартале, укрепление курса рубля, низкий уровень вакантных площадей в существующих торговых центрах и в определенной степени ограниченное новое предложение позволяют надеяться на оживление рынка. («Интерфакс-недвижимость»/Строительство в Украине и мире)