Спрос в сфере торговой недвижимости северной столицы будет смещаться от крупных центров к небольшим и качественным проектам, считает генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге Андрей Косарев.
По его словам, новых крупных проектов в сфере торговой недвижимости практически нет, при этом в ближайшей перспективе увеличится интерес к окружным проектам во всех новых районах массовой застройки Санкт-Петербурга и Ленинградской области. “Уверен, что спрос на такие небольшие торговые центры будет стабильным даже в условиях кризиса”, – сказал А. Косарев.
В качестве примера он привел торговый центр “Парнас” с магазином Spar, который планируется открыть к концу года, а также небольшой торговый центр в Киришах.
Также, отметил эксперт, в наиболее качественных торговых центрах с удачным расположением появятся брэнды, которые раньше на могли позволить себе открыть магазины в топовых проектах как в силу высокой ставки, так и в силу позиционирования ТЦ. Наименее же качественные комплексы, считает А. Косарев, уже к середине года будут показывать вакантность более 30-40%, а к концу года – еще выше.
“Ожидаем, что очень сильно трансформируется fashion-сегмент, доли рынка к концу года будут иные”, – добавил он.
Говоря об офисной недвижимости, эксперт отметил, что к концу года Colliers International ожидает выход на рынок 256,5 тыс. кв. м площадей в данном сегменте, однако эта цифра может быть скорректирована в сторону уменьшения. В 2014 г. в Санкт-Петербурге было введено около 212 тыс. кв. м офисных площадей.
По словам А. Косарева, стоимость строительства бизнес-центров выросла примерно на 15-20%, финансовые модели показывают, что сейчас офисы строить не нужно, а заявляют такие проекты лишь отдельные “смельчаки”. “Ожидаем, что будет серьезный спад ввода офисных площадей в 2017-2018 гг.”, – сказал он.
Среди фиксируемых в настоящее время тенденций эксперт указал на интерес арендаторов к переезду в новые офисы с целью оптимизации издержек, так как сейчас за те же или меньшие деньги появляется возможность арендовать офис выше по классу, качеству и площади, а также разместиться в более удобной локации.
При этом, отметил он, наблюдается ситуация, когда офисный рынок “живет надеждой на дальнейшее расширение “Газпрома”, в то время как приток новых арендаторов из других сегментов остается довольно низким. “Газпром” – это некая подушка безопасности, которая поглощает дорогие бизнес-центры”, – сказал А. Косарев.
По мнению эксперта, если бы “Газпрома” не было, то заполняемость бизнес-центров, арендованных его структурами, не превышала бы 10-15%. («Интерфакс-недвижимость»/Строительство в Украине и мире)