На сегодняшний день пустует порядка четверти коммерческих площадей. А среди объектов, сданных в эксплуатацию в этом году, данный показатель еще выше.
Ситуация с торговыми центрами несколько лучше, ведь за покупками люди ходят даже в самые сложные времена. Тем не менее, если в докризисные времена окупаемость торгового центра составляла 8-10 лет, то сейчас даже 15-летний срок инвесторы считают большой удачей.
Кто себя отлично чувствует, так это секонд-хэнды, которые сегодня можно встретить на каждом шагу. И там, где еще вчера был сток, парфюмерный магазинчик или даже фитнес-клуб, сегодня уже красуется вывеска “Одежда из Европы”.
Эксперты поясняют: несмотря на то, что стоимость аренды офисных помещений выросла незначительно, катастрофическое падение продаж делает ведение бизнеса невыгодным. А некоторые сети и вовсе приняли решение уйти с украинского рынка. В то же время “секондам” – сплошное раздолье.
«Это хороший вид бизнеса, – пояснил ведущий аналитик компании SV Development Сергей Костецкий. – “Сэкондам” практически бесплатно достаются хорошие вещи, да и стоимость растаможки там невысокая. Основная статья расходов – транспортные, но они с лихвой окупаются неослабевающим спросом со стороны украинцев на одежду из Европы. Так что сэконд-хенды от нас не только никуда не уйдут, но и будут расширяться дальше». (SV Development/Строительство в Украине и мире)