Сложная экономическая ситуация в России привела к существенному росту доли вакантных площадей в ТЦ Москвы, говорится в исследовании компании JLL.
Эксперты отмечают, что в третьем квартале объем свободных площадей вырос с 3,5% до 6%. Такая ситуация помимо экономических причин объясняется существенным увеличением предложения с начала года и активной ротацией арендаторов.
С начала года на московский рынок вышло 285 тыс. кв. м качественных площадей в торговых центрах, что почти в 1,5 раза превышает объем совокупного ввода за прошлый год. Объем предложения торговых центров в Москве увеличился к концу третьего квартала до 3,8 млн. кв. м.
“В четвертом квартале мы ожидаем к вводу пять торговых центров суммарной арендуемой площадью более 450 тыс. кв. м. Если все анонсированные проекты будут реализованы в срок, объем ввода новых площадей по итогам года превысит 750 тыс. кв. м, что станет рекордным показателем за всю историю рынка”, – рассказала начальник департамента торговых площадей компании Татьяна Ключинская.
В связи со значительным объемом ввода новых объектов, а также пересмотром некоторыми ритейлерами планов по развитию в связи с ослаблением покупательской способности россиян эксперты ожидают дальнейшего роста доли свободных площадей в 2015 г.
“Однако говорить о том, что “уходы” с российского рынка стали тенденцией и будут продолжаться дальше, преждевременно. Иностранные операторы понимают потенциал российского рынка ритейла при позитивном фоне и не отказываются от него, они просто замедлили развитие, отдав пока предпочтение рынкам других развивающихся стран”, – прокомментировала руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL Елена Задорожная.
Российский рынок торговых центров в целом по итогам третьего квартала увеличился на 272 тыс. кв. м качественных площадей, что более чем в 1,5 раза превышает объем ввода аналогичного периода 2013 г. По прогнозам аналитиков JLL, ввод торговых площадей в России по итогам года может составить около 1,7-1,8 млн. кв. м.
“Мы отмечаем снижение активности девелоперов в торговых центрах в регионах – в текущих условиях компании предпочитают достраивать проекты, находящиеся в активной фазе реализации и не начинать новые. По нашему мнению, в ближайшей перспективе строительство новых торговых центров начинаться не будет, за исключением проектов, уже обеспеченных финансированием или реализуемых за счет собственных средств. В результате мы получим эффект 2009 г. – “провал” в объемах нового ввода в течение ближайших лет”, – резюмирует Т. Ключинская. («Интерфакс-недвижимость»/Строительство в Украине и мире)