Наступление осени рынок домов встретил небольшим угасанием активности и малозаметным удешевлением. “С домами происходит то же, что и с квартирами, – объясняет директор риэлторской компании “Золотые ворота” Алексей Холмецкий. – В июле был заметный всплеск активности: народ спешил решить свои вопросы, пока не вступили в силу нововведения относительно оценки и ограничения платежей наличными. Но в августе надежды не оправдались вообще – спрос оказался очень посредственным”. Если в июле в Киевской области было совершено 1515 сделок купли/продажи частных домов в населенных пунктах, то в августе – 1160.
Под стать количеству сделок вели себя и цены. “Был небольшой рост с начала года, а в последнее время идет снижение, – говорит ведущий специалист департамента маркетинга компании “Золотые ворота” Сергей Костецкий. – Клиентов стало меньше, поэтому продавцы охотнее идут на скидки. Если не произойдет никаких изменений (вроде появления доступной ипотеки), то и весь следующий год мы будем наблюдать примерно такие активность и уровень цен”.
Некогда коттеджные городки рассматривались как чуть ли не самый перспективный сегмент рынка загородной недвижимости. Сейчас большинство из них переживает нелегкие времена. Конечно, в первую очередь это связано с общими для всего рынка недвижимости проблемами: падением платежеспособности потенциальных покупателей, неподъемными условиями кредитования, отсутствием уверенности в завтрашнем дне.
Кроме того, многие городки в разгар кризиса были заморожены, что больно ударило по вложившимся в строительство покупателям. Да и сегодня полной разморозки всех крупных проектов не произошло, а есть и такие, которые грозят и вовсе исчезнуть. По словам директора по маркетингу компании SV Development Владимира Степенко, это сильно повлияло на поведение покупателей – они просто боятся инвестировать. “Сейчас человек, у которого есть деньги, рассуждает так: лучше я куплю себе земельный участок, где захочу, и построю дом своей мечты, чем буду вкладывать в какой-то мегапроект коттеджного поселка. Ведь непонятно еще, что там построят”, – говорит Степенко.
Как указывает Алексей Холмецкий, эти опасения имеют под собой основания. Понятно, что основная задача создателя коттеджного городка – получить прибыль. Для привлечения покупателей можно нарисовать какие угодно картинки – с самыми красивыми газонами и самой развитой инфраструктурой. А в реальности часто человеку, купившему такой дом, годами приходится видеть вокруг бездорожье, грязь и кучи строительного мусора. Особенно если дома в городке продаются не очень бойко, отчего и у девелопера не слишком хорошо с деньгами. Так что красивые картинки с проспектов могут воплотиться в жизнь очень не скоро или не воплотиться вовсе.
Эта не слишком обнадеживающая реальность привела к тому, что популярность загородных домов как основного или альтернативного городской квартире жилья после кризиса резко пошла вниз. “Сейчас, – говорит Владимир Степенко, – у людей на первом месте все-таки квартира в городе. А после ее покупки на загородную недвижимость просто нет денег”.
Тем не менее, и среди коттеджных городков есть успешно развивающиеся. “Это как в любом виде бизнеса: даже когда рынок падает, всегда есть какие-то компании, которые неплохо себя чувствуют и даже увеличивают прибыль, – говорит Алексей Холмецкий. – Городок может выигрывать за счет удачной концепции, умелой организации самого бизнеса. Владельцу, наконец, может повезти выгодно взять хороший участок – благо, цены на землю сейчас порой просто копеечные, особенно если брать гектарами”. По наблюдениям Владимира Степенко, успешнее строятся и более востребованы покупателями проекты с небольшим количеством домов. Цены на дома в них практически стабильны.
В целом популярность коттеджей в городках, по словам Степенко, понемногу возвращается, но ждать ее полного восстановления стоит не ранее, чем года через три. (SV Development/Строительство в Украине, СНГ и мире)