С введением с 1 января нового порядка регистрации прав на недвижимость многие столкнулись с разного рода проблемами.
Это не только собственники жилья, но и нотариусы, а также банки, предоставляющие ипотечные кредиты. Последние теперь решают, как поступить с ипотечными программами, и заявляют, что всем клиентам, оформившим ссуду на покупку жилья до 1 января придется повторно регистрировать свое право собственности.
Как отмечают в ассоциации “Украинский кредитно-банковский союз”, новый порядок регистрации прав собственности на недвижимое имущество блокирует операции банков по продаже ипотечных кредитов. Из-за нововведений возникла необходимость повторной регистрации уже ранее зарегистрированных прав собственности на жилье, на которое банк выдал ипотеку. То есть фактически произошло полное нивелирование правоустанавливающих документов, выданных до 1 января. При этом вступление в силу нового порядка усложнило процедуру регистрации прекращения ипотеки и снятия запрета на отчуждение недвижимости из-за ограничения полномочий нотариусов. Кроме того, увеличились риски признания судами сделок недействительными. Если суммировать все проблемные моменты, то можно заключить, что пострадают добросовестные заемщики, выплатившие ссуду и желающие окончательно оформить квартиру на себя.
Очередной проблемой в ассоциации называют существенное усложнение процедуры регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, а также несовершенство утвержденных Министерством юстиции форм заявлений, значительное количество лишних документов, которые должен предоставлять собственник имущества. Это увеличивает расходы на регистрацию и дублирует сведения о предмете и клиенте ипотеки.
Как поясняет генеральный директор ассоциации “Украинский кредитно-банковский союз” Галина Олифер, без участия ипотекодателя банк может лишь зарегистрировать запрет на отчуждение предмета ипотеки и ипотеку имущественных прав на недвижимость, строительство которой не завершено. В связи с этим возникает необходимость проведения банком колоссальной работы с ипотекодателями по перерегистрации ими права собственности в Укргосреестре и внесению изменений в ипотечные договоры. “Мы считаем целесообразным проводить обязательную текущую техническую инвентаризацию объекта недвижимости для его достоверной идентификации, подтверждения законности перепланировок и уменьшения рисков, связанных с возможностью признания судом недействительной сделки купли-продажи недвижимости”, – уточняет Г. Олифер.
Над проектом изменений законодательства, призванным устранить возникшие проблемы и обезопасить собственников жилья от мошенников, уже трудится созданная из представителей Минюста, Укргосреестра и финансовых учреждений рабочая группа. (SV Development/Строительство в Украине, СНГ и мире)