Выжившим после кризиса компаниям-производителям и поставщикам стройматериалов и различных сервисов пришлось многое пересмотреть и изменить в своей работе. Сегодня успешны те, кто держит руку на пульсе, хорошо понимает бизнес и потребности своих заказчиков. Поскольку сегмент торговой недвижимости в настоящий момент наиболее активен, его привлекательность для строителей и производителей материалов очевидна.
Как нужно строить, знают большинство девелоперов. Но как достичь эффективности и избежать лишних затрат? “Основной пример экономии – использование неквалифицированного труда строителей на всех этапах выполнения работ, которые к тому же обычно иногда и живут в подвале этого здания (как НСК “Олимпийский”), а расценки на их работы таковы, что им хватает только на “Мивину” и “билет домой”. Ожидать при такой работе, что дорогие отделочные материалы качественно и экономно использованы, а здание будет без существенных дефектов, не приходится”, – комментирует ситуацию Андрей Болдарев, директор по маркетингу ООО “Архитектура и технологии”. Во время кризиса цены на строительные материалы и услуги строительных компаний значительно упали, но вместе с общим улучшением состояния мировой экономики улучшение пришло и в строительный сектор. Часть позиций на рынке строительных материалов уже превысила докризисный уровень, особенно это касается импортных материалов. Нестабильная ситуация и на рынке отечественных стройматериалов: совсем недавно, после длительного увеличения, пошла на спад цена на металл. В то же время начала расти стоимость бетона и цемента. Рынок очень нестабилен.
“Стоимость работ еще не достигла докризисного уровня, но, по нашим прогнозам, достигнет его до конца года. Некоторые эксперты предвещали снижение темпов роста строительного сектора коммерческой недвижимости сразу после окончания «Евро-2012», но мы придерживаемся мнения, что сектор будет продолжать расти, а вместе с ним – и стоимость строительных услуг”, – с оптимизмом говорит Игорь Забулонский, исполнительный директор Arricano Group.
Эксперты советуют уже на этапе проектирования уделять особое внимание таким вещам, как оптимальное проектирование каркаса здания и фундамента, использование качественных с точки зрения теплотехнических характеристик ограждающих конструкций кровли и стен, использование энергосберегающих технологий, которые впоследствии позволят добиться существенной экономии на энергоносителях в процессе эксплуатации объекта. Например, в определенных случаях существует возможность отказаться от отдельно стоящей и дорогостоящей котельной, используя избыточное тепло, выделяемое теми же холодильными установками, для обогрева помещений и воды. И таких примеров можно привести достаточно много. Как показывает практика, рассказывает Евгений Вареница, специалист по развитию ООО “Строительная компания “Гранд-Тектоника”, принципом работы большинства подрядчиков является “сэкономил – значит, заработал”, что очень часто ведет к необратимым последствиям. В сегодняшних реалиях при достаточно ограниченном бюджете самым распространенным способом экономии является замена материалов, указанных в проектной документации, более дешевым “аналогом”, что влечет за собой не только возможное увеличение затрат на эксплуатацию объекта (взять то же электричество), но и возможные катастрофические последствия вплоть до невозможности нормальной эксплуатации объекта.
Стоимость реализации проектов данного сегмента рынка, как правило, находится в пределах $750-900/кв. м полезной площади объекта (по данным компании “Укринтел”). Данная стоимость включает в себя разработку проектной документации (двух- или трехстадийное проектирование); общестроительные работы; внутренние инженерные сети зданий и сооружений; наружные сети и вспомогательные сооружения; благоустройство прилегающей территории.
Традиционными факторами (и это касается не только торговой недвижимости), влияющими на стоимость, являются: стоимость материалов; качественные характеристики материалов; сроки строительства объекта; колебания курса иностранной валюты. (Building.ua/Строительство в Украине, СНГ и мире)