В январе в КНР начало действовать новое Руководство по иностранным инвестициям в обрабатывающую промышленность, которое сменило действовавшее с 2007 г. по 2011 г. Первая попытка регулирования таких инвестиций была предпринята в 1997 г. Ее цель состояла в том, чтобы использовать капиталовложения заграничных компаний для развития национальной промышленности и улучшения ее структуры. С тех пор руководства по иностранным инвестициям пересматривались в 2002 г., 2004 г. и 2007 г.
В руководствах перечисляются отрасли, заграничные капиталовложения в которые поощряются либо ограничиваются и запрещаются. Отрасли, не фигурирующие в руководствах, относятся к тем, где такие капиталовложения разрешаются. Применительно к строительному и сельскохозяйственному оборудованию руководства поощряли иностранные инвестиции в производство тех их видов, которые на тот момент в стране не изготовлялись. По мере совершенствования и расширения собственного выпуска списки менялись, и в последнем, например, в качестве оборудования, указанные инвестиции в производство которого поощряются, фигурируют сельскохозяйственные тракторы с двигателем мощностью свыше 121 кВт, карьерные самосвалы грузоподъемностью не менее 200 т, экскаваторы с ленточным транспортером производительностью не менее 5 тыс. куб. м/ч, шахтные погрузчики с емкостью ковша до 8 куб. м, колесные и гусеничные краны грузоподъемностью до 400 т и роторные буровые установки с диаметром бурения до 200 см.
Несколько позиций, значившихся в предыдущем списке в качестве “поощряемых”, в новом к таковым не относятся. Это туннельные оградительные системы, буровые машины для твердых пород, трубоукладчики и траншеекопатели. В то же время в перечень “поощряемых” были добавлены такие новые статьи, как землесосные машины производительностью не менее 100 куб. м/ч, черпаки для землесосных машин грузоподъемностью свыше 1 тыс. т и двигатели для сельскохозяйственного оборудования с низким уровнем вредных выхлопов, потребления топлива и шума.
Как и прежде, в категорию “запрещаемых” позиций никакое строительное оборудование не вошло, но зато в новом списке увеличено число тех его видов, иностранные инвестиции в производство которых ограничиваются. Добавлены, например, самоходные краны грузоподъемностью до 400 т. Это означает, что соответствующие инвестиции могут теперь осуществляться только посредством заключения с китайскими производителями соглашений о сотрудничестве или создания совместных предприятий.
В категорию “подлежащих ограничениям” попали также самосвалы грузоподъемностью до 135 т с электрической трансмиссией, самосвалы грузоподъемностью до 60 т с гидравлической трансмиссией, машины для смешивания и укладки асфальта, подъемные рабочие платформы и садовое оборудование.
Комментируя данные распоряжения центрального правительства КНР, аналитики журнала Diesel Progress International отмечают, что их претворение в жизнь нередко зависит от местных властей, которые могут выносить собственные решения, особенно в случаях, когда капиталовложения в тот или иной проект не достигают запланированного уровня. Что касается строительного оборудования, то, по мнению указанного журнала, контроль должен осуществляться не только за иностранными инвестициями в его производство, но и китайскими. В противном случае могут появиться излишние мощности, что породит в отрасли нездоровую конкуренцию и нанесет ей ущерб. (БИКИ/Строительство в Украине, СНГ и мире)