Международная консалтинговая компания Colliers International провела анализ активности игроков рынка торговой недвижимости в основных городах Восточной Европы, а именно в Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве, Будапеште, Праге, Киеве, Бухаресте, Братиславе, Загребе, Софии, Белграде, Тиране и Афинах. Объем предложения высококачественных торговых площадей в Восточной Европе к концу третьего квартала составил 15,41 млн. кв. м. Таким образом, с 2009 г. по 2012 г. общее предложение выросло почти в три раза.
Объем площадей в торговых центрах, находящихся в активной стадии строительства, в третьем квартале снизился на 255750 кв. м по сравнению со вторым кварталом. Объем площадей на стадии активного строительства в 13 крупнейших городах Восточной Европы составил около 2 млн. кв. м (арендуемая торговая площадь, GLA). Это предвещает активный выход новых площадей на рынки Восточной Европы в ближайшие годы, что увеличит общее предложение торговой недвижимости в регионе более чем на 13%.
Основными городами, в которых к концу третьего квартала строилось наибольшее число торговых центров, стали Москва (1034850 кв. м) и Киев (354 тыс. кв. м). Активность также высока на рынке Софии, где на стадии строительства находятся 207 тыс. кв. м торговых площадей. За последние три года этот город показал наивысшую динамику роста объемов строительства. Данные три рынка представляют собой 85% от всего объема строящихся площадей в Восточной Европе.
К закрытию третьего квартала наибольшей обеспеченностью торговыми площадями на 1 тыс. человек населения обладают Загреб (1710 кв. м), Братислава (1063 кв. м) и София (915 кв. м). Наименьшую обеспеченность в данном регионе имеют Афины (64 кв. м), Белград (148 кв. м), Москва (258 кв. м) и Киев (258 кв. м).
Наибольший прирост вышедших на рынок площадей в классических торговых центрах с начала года был зафиксирован в Санкт-Петербурге (151 тыс. кв. м), Москве (52 тыс. кв. м) и Загребе (50 тыс. кв. м)
“В целом, в ближайшие несколько месяцев рынки Европы, Среднего Востока и Африки будут находиться в режиме “затишья” в связи с понижением темпов регионального экономического восстановления и низким уровнем доверия потребителя. Тем не менее, рынки в Центральной и Восточной Европе открывают большие перспективы многим западным брэндам, сетям дискаунтеров и операторов в сегменте Luxury. Более вероятно, что их выход на новые рынки будет происходить на условиях франчайзинга”, – сообщил Шон Бриггс, управляющий директор по торговой недвижимости Colliers International в Восточной Европе. (Building.ua/Строительство в Украине, СНГ и мире)