Этот сегмент рынка сегодня вообще не востребован. На него просто нет спроса. Если кто-то и звонит, спрашивает, предлагает скидку до 50%.
“Люди, имеющие такую недвижимость, уехали за границу. Они понимают, что война закончится рано или поздно. Поэтому они не готовы к такому большому дисконту это продавать. Поэтому эти объекты есть, они стоят”, – говорит первая вице-президент Союза специалистов недвижимого имущества Украины Лариса Ставинога.
“Этот сегмент рынка сегодня вообще не востребован. На него просто нет спроса. Если кто-то и звонит, спрашивает, предлагает скидку до 50%. Но такие скидки владельцев не устраивают. Эти апартаменты обычно идут с ремонтами, обустроены дорогой мебелью, они стоят гораздо дороже, – объясняет Лариса Ставинога. – Люди, имеющие такую недвижимость, понимают это. И это не один их актив. Обычно у них их много, в том числе за границей. И, естественно, они занимают выжидательную позицию.
Но, в целом, по мнению Ларисы Ставиноги, рынок недвижимости в Украине не остановился и не упал. Более того, он начинает постепенно оживать, восстанавливает прежние позиции. Это касается прежде всего недвижимости категорий “эконом”, “комфорт” и “бизнес”. Да, сделок за год войны более чем на 50% меньше. Но есть динамика роста”.
Президент всеукраинской общественной организации “Союз специалистов недвижимого имущества Украины” Виктор Несин считает, что, несмотря на нынешние форсмажорные времена, рынок недвижимости в Украине не остановится: “Конечно, активность рынка уменьшилась в разы. Рынок недвижимости поделился регионами Украины. Западный – более активный, центр – есть движение, а восток – разумеется, там нет ничего. В Херсоне нет рынка недвижимости, в Мариуполе нет рынка недвижимости, в других прифронтовых и неподконтрольных городах тоже все стоит.
Радикально снизилось количество сделок. К примеру, до войны в Украине в месяц проходило в среднем 50-55 тысяч транзакций, сейчас где-то 2 тысячи в месяц”.
“Продается та недвижимость, владельцы которой снизили ее стоимость от предложенной в рекламе еще процентов на 30-40, – объясняет Виктор Несин. – Если говорить об очень дорогих квартирах, которые стоили от 300 тысяч долларов, миллиона и т.д. – они, по моей оценке, вообще не продаются. Такая же проблема и с коммерческой недвижимостью и с офисными помещениями. Я думаю, в перспективе элитная недвижимость будет продаваться только при условии, что цены снизят фактически вдвое. Да, я понимаю клиентов, которые когда-то вложили огромные средства в эти квартиры. Есть очень много людей, живших в хороших, элитных условиях, но сейчас уехавших за границу. Сейчас они хотят продать свои “метры”. Предложение очень высокое. Очень много квартир. Если брать какие-то хорошие комплексы, то там продается даже не половина – больше половины. Я общаюсь с такими людьми. Они говорят – “мы делали ремонт в квартире не для продажи, для себя”. И я их понимаю. Но не забыли ли они, что в стране война? Риск, что что-то туда “залетит”, очень высок. А рассчитывать потом на компенсацию, которую когда-то выплатят, рискованно. И надо понимать, что она не будет возмещать нанесенный вред,”.
Теперь даже продажа одной квартиры за 250 тысяч долларов – это уже исключительная сделка. (zagorodna.com/ Строительство в Украине и мире)