Учитывая масштабы разрушения жилой недвижимости, необходимые средства на ее восстановление во много раз превышают финансовые возможности правительства. Поэтому наличие внешнего финансирования становится критически важным.
США уже внесли на рассмотрение законопроект о конфискации в пользу Украины арестованных резервов ЦБ РФ на сумму $300 млрд. В других юрисдикциях также начался процесс поиска законных способов конфискации замороженных и арестованных активов РФ и российских олигархов в пользу Украины.
Однако при отсутствии правовых прецедентов и, вероятно, из-за длительных судебных процессов восстановление разрушенной жилищно-коммунальной инфраструктуры невозможно без привлечения ресурсов из международных инвестиционных и донорских источников в ближайшее время, подчеркивает Zn.ua.
Таким образом, выбор правильной финансовой стратегии и оптимальных инструментов, которые будут восприняты дружественными странами и мировыми партнерскими институтами, имеет особое значение.
К сожалению, Украина до сих пор не стала образцом финансовой целостности и еще не избавилась от коррупции. Поэтому любое отсутствие прозрачности в обращении с трастовыми фондами и инвестициями спровоцирует недоверие и даже задержку финансирования, что очень опасно.
Украина должна срочно разработать программу, которая предусматривает комплексный организационно-правовой механизм, согласно которому лицам, пострадавшим от уничтожения жилья, не только присваивается право на денежную компенсацию, но и предлагается современный механизм привлечения средств на возобновляемое строительство из инвестиционных и донорских источников. Ключевым аспектом программы должны стать абсолютно прозрачные денежные потоки – от источников финансирования самих объектов по восстановлению разрушенных жилых домов и инфраструктуры, включая текущий мониторинг и контроль за проведением работ исполнителями, отобранными в честных конкурсах.
Страны-доноры будут справедливо настаивать на своем контроле за расходованием предоставленных средств. Также были объявлены намерения некоторых стран-доноров финансировать восстановление разрушенного войной украинского города. Ожидается, что к реставрационным работам планируется привлечь проектные и строительные компании из партнерских юрисдикций, что вполне понятно и справедливо. Поэтому необходимо предусмотреть механизм привлечения целевого финансирования на условиях, которые полностью удовлетворят доноров и инвесторов.
Этот эффект может быть достигнут за счет “монетизации” прав жертв на компенсацию с использованием компенсационных сертификатов. Но многочисленные требования пострадавших лиц, даже выданных сертификатами, не могут быть напрямую задействованы в качестве инструментов привлечения инвестиций и донорского финансирования. Однако группировка сертификатов в пулы позволит вводить выпуски ценных бумаг, обеспеченные этими пулами. Такие структуры называютсясекьюритизацией.
Суть секьюритизации ценных бумаг заключается в перечислении будущих денежных поступлений по секьюритизированным активам в пользу владельцев этих ценных бумаг. В этом случае инвесторам или донорам (которые приобрели ценные бумаги) также будет передано право требования Российской Федерации в порядке регресса. Средства, уплаченные за бумаги, будут направлены на счета пострадавших для целевого финансирования восстановления и ремонта жилья. Такая структура оптимальна с учетом острой необходимости начать реставрационные работы, не дожидаясь выплаты репараций. Такой подход также должен способствовать стабилизации экономики в годы войны за счет увеличения объемов платежеспособного спроса на производство строительных материалов и выполнение строительно-монтажных и ремонтных работ.
Озвученные правительством намерения о способах привлечения финансирования через создание трастовых фондов полностью согласуются с такой программой, которая предлагает удобные инструменты формирования активов таких фондов в виде ценных бумаг.
Программа должна сочетать в себе компенсационный механизм с механизмом привлечения целевого финансирования на условиях, которые удовлетворят страны-доноры и инвесторов.
Концепция заключается в следующих подходах к решению проблемы финансирования восстановления разрушенного жилищного фонда:
– персональный подход, согласно которому каждый пострадавший получает справку о возмещении в размере причиненного ущерба;
– равноправный подход, согласно которому право на компенсацию не ограничивается социальными особенностями жертв или техническими параметрами разрушенного жилья;
– региональный подход, в соответствии с которым местные органы власти получают полномочия, которые обеспечиваются финансированием;
– цифровой подход, при котором все процессы, начиная от технических измерений разрушений, расчета потерь и финансирования реставрационных работ, осуществляются на единой информационно-аналитической платформе, которая позволит сохранить документальные свидетельства уничтожения;
– комплексный подход, согласно которому восстановление жилищного фонда синхронизируется с восстановлением местной инфраструктуры;
– целевой подход, согласно которому компенсационные средства используются исключительно по целевому назначению – на строительство и ремонт жилья;
– консолидированный подход, при котором секьюритизированные базовые пулы сертификатов будут служить инструментами привлечения донорского и инвестиционного финансирования.
Предложенные правительством формы финансирования, которые будут основаны на привлечении донорского финансирования в трастовый фонд UNITED24, могут быть успешно использованы для восстановления транспортно-инженерных сетей, инфраструктуры, но не совсем подходят для пострадавших лиц и могут усугубить коррупционные риски на региональном уровне и вызвать недоверие со стороны внешних партнеров.
Наиболее удобными инструментами формирования активов трастовыми и донорскими фондами являются выпуск ценных бумаг с целевым режимом использования средств, привлеченных от их размещения. К таким ценным бумагам относятся инфраструктурные облигации и ценные бумаги, выпущенные на основе консолидированных пулов компенсационных сертификатов (секьюритизация). Такие формы привлечения финансирования отвечают требованиям контроля за целевым использованием средств, что является требованием со стороны правительств стран-доноров.
В Украине пока не действуют четкие правила, применяемые в Евросоюзе, согласно которым жилищное строительство должно финансироваться и которые защищают покупателей жилья от мошенничества из-за запрета прямого привлечения средств застройщиками. Однако функционал банков, финансирующих строительные и ремонтные проекты, закономерно совпадает с функцией банков-агентов, обеспечивающих целевое использование компенсационных фондов.
Качество и справедливая стоимость строительно-монтажных работ должны обеспечиваться беспрепятственным доступом иностранных строительных компаний к тендерам и тендерам по выбору подрядчиков. Этот фактор положительно скажется на объеме донорского и инвестиционного финансирования.
Высокий уровень цифровизации в Украине и его глубокая интеграция с помощью портала “Дия” уже начали использоваться для фиксации понесенных потерь. Поэтому вполне целесообразно распространить цифровизацию на процессы определения объемов разрушения и повреждения жилищного фонда, а также рассчитать компенсацию затрат на его восстановление.
По инициативе Комитета по восточноевропейским экономическим отношениям, который действует в Германии с 1952 года и занимается совместными проектами Германии со странами Восточной Европы, пятьдесят экспертов составили досье с подробными предложениями по экономическому развитию Украины. В соответствии с этими предложениями каждая страна-донор должна сохранять контроль над своими собственными проектными фондами для обеспечения транспарентности и подотчетности.
Положительным следствием практической реализации программы станет то, что вполне возможно привлечение инвестиционного финансирования, которое будет базироваться на уже опробованных современных финансовых механизмах. (inshe.tv/ Строительство в Украине и мире)