В 2-4 и даже 100 раз в Киеве планируют повысить ставки арендной платы за землю для арендаторов-застройщиков в зависимости от целевого назначения земельного участка.
Об этом говорится в проекте решения Киевсовета, которое могут принять с нарушениями процедуры и как следствие коррупционными рисками. Об этом сообщает Институт законодательных идей.
Аргументы власти выкладывают в пояснительной записке, согласно которой бюджет города недополучил 500 млн. грн. из-за “закона об инвестициях”, принятого еще в 2019 году. В то же время конкретных показателей, как возрастут поступления в бюджет и будут ли они соизмеримы с новыми ставками арендной платы, Киевсовет не прилагает.
Институт законодательных идей провел антикоррупционную экспертизу проекта решения, в результате которой эксперты выявили коррупционные риски.
В частности, речь идет о юридической коллизии, позволяющей налоговым органам манипулировать нормами: к кому-то из арендаторов могут применять старые более низкие ставки, к кому-то – новые и более высокие.
Для этого Киевсовет идет на нарушение Налогового кодекса. Ведь увеличивать или уменьшать ставки арендной платы на 2022 год по процедуре можно было до 15 июля 2021 (не позднее, чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного периода). Кроме того, в течение бюджетного года они не могут меняться.
В то же время городские власти превышают свои полномочия, когда, несмотря на прописанную в Налоговом кодексе процедуру, предлагает изменить их размер и ввести в действие уже через 10 дней после принятия решения.
Киевсовет пропустил сроки для этого решения на полгода, пока любые изменения могут касаться только 2023 года.
Таким образом, юридическая коллизия позволяет одним арендаторам работать по старым налоговым ставкам, ссылаясь на нарушение процедуры установления новых, или путем договоренностей с налоговыми органами. Другие же наоборот будут платить по новым более высоким налоговым ставкам, боясь начисления недоимки и принятия санкций со стороны налоговых органов.
Институт законодательных идей рекомендует либо отказаться от принятия решения с коррупционными факторами, либо установить, что оно вступает в силу с 1 января 2023 года.
Эксперты отмечают, что в случае принятия проекта в таком виде с нарушением процедуры это может стать опасной практикой в будущем. Поскольку сейчас создается прецедент для застройщиков, то в дальнейшем такой сценарий может быть применен для других – широких слоев населения.
Фактически новые ставки арендной платы окажут влияние на самих киевлян, для которых налоговые инициативы властей города обернутся ростом цены квадратного метра. Ведь каждую гривну дополнительных расходов застройщик переводит на конечный товар – недвижимость.
Как может увеличиться минимальная ставка арендной платы на землю в Киеве:
– в 100 раз – с 0,1% до 10% – для строительства и обслуживания многоквартирных жилых домов;
– в 3 раза – с 3% до 10% – для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома (на период строительства);
– в 3 раза – с 3% до 10% – для другой жилой застройки;
– в 2,5 раза – с 3% до 8% – для строительства и обслуживания многоквартирного дома с объектами торгово-развлекательной и рыночной инфраструктуры (на период строительства);
– в 1,5 раза – с 5% до 8% – для строительства и обслуживания многоквартирного дома с объектами торгово-развлекательной и рыночной инфраструктуры (нежилое использование);
– в 4 раза – с 3% до 12% – для строительства и обслуживания других зданий общественной застройки. (zagorodna.com/Строительство в Украине и мире)