Анкара предлагает “Росатому”, уже строящему в Турции АЭС “Аккую” за $22 млрд, взять на себя строительство еще двух атомных станций – в Синопе и Игнеаде на берегу Черного моря, сообщает “Коммерсантъ”. Проект в Синопе выглядит наиболее проработанным. На эти площадки ранее претендовали инвесторы из Японии и Китая, но стороны не договорились по цене.
Проект строительства АЭС в турецком Синопе является более проработанным и имеет большие шансы на быструю реализацию, считают собеседники “Ъ” в отрасли. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на прошлой неделе в ходе встречи в Сочи предложил президенту РФ Владимиру Путину подумать над строительством еще двух АЭС российского дизайна. Пресс-секретарь президента РФ Владимир Путин лишь подтвердил журналистам факт разговора о двух АЭС в Турции.
Речь идет о двух давних проектах в Синопе и в Игнеаде на побережье Черного моря.
Площадка возле города Синоп – самый проработанный проект. С 2008 года там велись подготовительные работы по строительству АЭС и центра ядерных технологий. Предполагалось, что строить четыре блока на 4,6 ГВт на новых реакторах Atmea1 будет консорциум во главе с японской Mitsubishi и французской Framatome по схеме BOO (build-own-operate). Анкара отказалась: за время переговоров цена выросла вдвое, до $44 млрд, из-за расходов на системы безопасности.
Проект АЭС в Игнеаде, расположенной в 10 км от Болгарии, тоже не продвигается. В 2014 году Турция подписала соглашение с китайской SNPTC и американской Westinghouse о начале эксклюзивных переговоров по строительству АЭС на базе реакторов AP1000 и CAP1400. Запуск станции был запланирован на 2023 год. О продвижении проекта не сообщалось.
Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции, 30 сентября:
– У нас есть цель – построить три АЭС. Я спросил у (Владимира) Путина, можем ли мы построить оставшиеся две атомные станции совместно. Тогда вместе с АЭС “Аккую” у нас будет три АЭС
“Мы всегда открыты к обсуждению возможностей, расширяющих наше сотрудничество с турецкими партнерами”,- заявили “Ъ” в “Росатоме”. Там отмечают, что у госкорпорации, “помимо международного опыта, есть опыт работы на турецком рынке”. В “Росатоме” говорят, что смогут использовать полезные наработки проекта АЭС “Аккую”, включая развивающуюся локализацию поставок, развитие партнерств с турецкими строительными компаниями, а также налаженные каналы взаимодействия с регулирующими органами Турции.
“Росатом” строит АЭС “Аккую” на побережье Средиземного моря с 2018 года. Станция стоимостью около $22 млрд будет состоять из четырех блоков на реакторах ВВЭР-1200 по 1,2 ГВт каждый. Москва и Анкара подписали межправительственное соглашение о строительстве в 2010 году, проект строится по схеме BOO. Инвестор будет возвращать вложения за счет гарантированной продажи 75% электроэнергии первых двух блоков и 25% третьего и четвертого по фиксированному тарифу. Запуск первого энергоблока запланирован на 2023 год.
Однако “Росатому” без дополнительной госпомощи будет сложно финансировать сразу два новых проекта в Турции.
Для “Аккую” госкорпорация получила в 2015 году 51 млрд руб. из бюджета, а впоследствии привлекла еще $700 млн кредитов в Сбербанке и Совкомбанке, а также вкладывает свои средства. “Росатом” планировал продать 49% в “Аккую” турецким инвесторам для снижения рисков и финансовой нагрузки. В 2017 году “Росатом” объявил о подписании term sheet с консорциумом Cengiz Holding, Kolin Insaat и Kalyon Insaat, но стороны так и не договорились по коммерческим вопросам. Новым возможным партнером назывался госхолдинг EUAS, претендующий на 10% в проекте, но договоренностей нет. “Проект обеспечен финансированием, и мы готовы уделить поискам партнеров необходимое время, сколько потребуется”,- говорил в конце 2020 года замглавы “Русатом Энерго Интернешнл” Антон Дедусенко.
“Возрастающая стоимость традиционных энергоносителей повышает привлекательность строительства АЭС в Турции, а поскольку атомная энергетика находится в фокусе внимания правительства РФ, привлечение России как партнера привлекательно и с политической точки зрения”,- считает Сергей Сасим из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ. По его мнению, существуют и риски, связанные с перспективами изменения энергопотребления в Турции, возрастающей конкуренцией с ВИЭ, а также “общие риски реализации долгосрочных и дорогостоящих проектов в странах, подобных Турции”. (Коммерсантъ/Строительство в Украине и мире)