В этом году его внимание, в частности, сосредоточится и на Тернопольской области. Здесь при финансовом содействии ЕС должно начаться строительство первой очереди восточного обхода главного города области. На эти работы направляется 20 млн. евро, что эквивалентно 630 млн. грн.
Соответствующее соглашение было заключено в конце 2018 г. в Брюсселе. Оно предусматривает, что деньги выделит Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Украинская дорожная отрасль уже имеет примеры сотрудничества с ним, а также с другими международными финансовыми институтами, среди которых, в частности, – Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Правда, такое сотрудничество с ними происходит на условиях кредитования.
На этот раз – уникальный случай: Евросоюз предоставляет Украине грант, это означает, что помощь осуществляется на безвозвратной основе. За годы независимости это первый пример, когда европейское сообщество финансирует дорожные работы в стране на таких выгодных условиях.
Тернопольская область не случайно оказалась в зоне внимания Евросоюза. В области достаточно разветвленная сеть дорог. По ее территории проходят две международные автомобильные трассы. Протяженность автодорог государственного значения составляет почти 1,5 тыс. км.
К тому же регион вошел в пятерку областей, лидирующих по темпам и объемам осуществления работ на дорогах государственного значения. По информации руководителя Службы автомобильных дорог (САД) в Тернопольской области Богдана Юлика, в прошлом году обновили 98 км дорожного покрытия.
“Это рекордный показатель для области, которого мы достигли за много лет”, – подчеркнул он.
По словам руководителя САД, в 2018 г., в частности, существенный ремонт претерпела трасса Тернополь – Подволочиск. Был завершен и ремонт проездной части дороги Р-41.
“Эта дорога “огибает” Тернополь с севера и соединяет автотрассы Тернополь – Львов и Тернополь – Кременец”, – пояснил Богдан Юлик.
Обновление трассы стало одним из приоритетных направлений работы САД, поскольку она входит в транснациональный коридор GO highway.
Также в прошлом году были отремонтированы участки дорог Тернополь – Кременец, Тернополь – Львов и автодороги в Бережанах. Теперь водители, которые пользуются обновленными дорогами, считают их едва ли не идеальными.
В значительной степени такие достижения стали возможными благодаря усиленному финансированию из государственного бюджета. В 2018 г. из него на ремонт дорог в область поступило почти 1,6 млрд. грн. Для сравнения – в 2017 г. на эти цели она получила лишь 682,5 млн. грн.
В текущем году государственное финансирование дорожных работ в области тоже увеличится. Такая перспектива дает автодорожникам основания для амбициозных планов. А грантовая поддержка Евросоюза также является не лишней для их реализации.
Строительство первой очереди восточного обхода Тернополя считают важным, причем не только для региона. Ее протяженность составит 8,6 км. Она проляжет между населенными пунктами Шляхтинцы и Смыкивцы И будет отвечать высоким европейским стандартам – дорожники уверяют, что она будет относиться к категории 1Б. Речь идет и о качестве дорожного покрытия, и о том, что дорога будет иметь четыре полосы движения, а также разделительную полосу, ширина которой достигнет 13 м. Это делается не случайно: если в будущем возрастет интенсивность движения по ней, дорогу можно будет расширить до шести полос.
А такие перспективы действительно есть – новая дорога непременно будет востребована среди водителей.
“Строительство этой дороги даст возможность освободить Тернополь от транзитного транспорта, которого в последние годы становится все больше, и обеспечить удобный проезд в обход областного центра, – поделился Богдан Юлик. – К тому же это положительно скажется и на вопросах безопасности автомобилистов, на уменьшении количества ДТП. В то же время существенно улучшится и экологическая ситуация, о которой мы должны постоянно заботиться”.
Высокие требования к объездной обусловлены еще и тем, что она должна связать две международные трассы. Речь идет о М-19/Е-85, которая пролегает от пункта пропуска Доманово на границе с Беларусью, а дальше на Ковель – Черновцы – Тереблече по направлению на Бухарест. А также о М-12/Е-50: Стрый – Тернополь – Кировоград – Знаменка (через Винницу). Новая дорога станет частью транснационального транспортного коридора GO highway, цель которого – соединить польские порты Гданьск и Гдыня с портами Одессы и Николаева.
“В дальнейшем объездная дорога будет продлена от трассы М-19 к трассе М-09 на участке Тернополь – Львов. И комфортно чувствовать себя на ней будут не только украинские водители, но и их коллеги из-за границы. Европа станет ближе к нашей стране”, – отметил Богдан Юлик.
На данный момент восточный обход Тернополя проходит стадию проектирования. Его общая стоимость составляет 4,3 млн. грн. Этой работой занимается Служба автомобильных дорог в области. Вскоре она ожидает получить научное сопровождение от главного научно-исследовательского учреждения Украины по вопросам строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и транспортных сооружений – ГП “Госдор НИИ”. Одновременно дорабатывается еще один важный вопрос, который касается землеустроительной документации.
В Службе автомобильных дорог надеются, что подготовительные работы над проектом не займут очень много времени. И строительство вскоре уже можно будет начинать.
“Сотрудничество с Евросоюзом – дело ответственное, и оно заставит нас “держать марку”, – отметил Богдан Юлик. – В то же время оно очень перспективно, ведь помогает не просто менять качество дорог, но и существенно повышать качество жизни наших людей”.
В этом году на автодорогах Украины ожидают серьезные изменения. В законе о Государственном бюджете предусмотрено выделить “Укравтодору” более 33,4 млрд. грн. Из них, в частности, на развитие и содержание дорог государственного значения – более 13,4 млрд. грн.
Сегодня происходит существенное реформирование дорожной отрасли. Она начинает работать по другим стандартам и подходам, использовать современные инновации. И это придает уверенности в том, что уже вскоре такое “ноу хау”, как ямочный ремонт отойдет в прошлое, а водители на дорогах будут чувствовать себя европейцами. («Украинская перспектива»/Строительство в Украине и мире)