Концентрированное размещение небоскребов в специализированных деловых центрах городов и преимущественно офисное назначение высотных зданий — отличительная черта строительства в США. В итоге в Америке произошел функциональный распад городов: на периферии размещаются жилые постройки и крупные торгово-досуговые комплексы, в центре же городов образуются нежилые анклавы. Такая тенденция наблюдается в настоящее время и в некоторых российских городах, в первую очередь Москве, с ее постоянно растущей агломерацией.
Европейский опыт в основном повторяет опыт США с той поправкой, что в Европе традиционно больше мест со сложившейся исторической застройкой, которую местные власти стараются, по возможности, сохранить. Поэтому для Европы характерно районирование по зонам высотности: малоэтажное строительство исторических центров соседствует с высотным строительством новых районов. Именно поэтому в европейских городах, традиционно, сохраняется многофункциональность городской застройки, где офисные здания соседствуют с жилыми и торговыми комплексами.
В Китае высотное строительство практически не подчиненно никаким общепринятым градостроительным традициям. Застройка высотными зданиями в значительной мере определяется насущной необходимостью, нежели желанием реализовать те или иные принципы. Популярны в Китае мультифункциональные здания, в которых органично располагаются деловые и торговые, а в некоторых случаях и жилые, компоненты.
Для европейского и, в меньшей степени, для китайского градостроительного опыта характерно интенсивное освоение «подземного» пространства. Зачастую, возводимые здания имеют значительную этажность подземных уровней, где располагаются многчисленные технические подразделения, обеспечивающие функционирование такого сложного инженерно-технического объекта, каким является высотное здание. На подземных же этажах размещаются автостоянки, ремонтные мастерские для техники, торговые комплексы и досуговые зоны некоторых компаний, имеющих офисы в том же здании [5].
Следует отметить, что ошибки в принятии градостроительных решений, которые столь часто фиксируются в российской действительности, свойственны и иностранному опыту. Первые опыты высотного строительства, зачастую, разрушали сложившуюся панораму города, и понимание в необходимости сохранения исторически целостного облика города с очевидным районированием высотного строительства стало приходить гораздо позднее, когда часть зданий уже была возведена. В настоящее время в Париже, Милане и др. городах проходят консультации, цель которых выработать единый подход к сохранению традиционного облика городов без отказа от высотного строительства. (С. Манжилевская, Р. Гаджимурадов – http://sibac.info)
(Продолжение. Окончание следует)