Новая жизнь для жилищно-коммунального хозяйства Украины становится все ближе. Законопроект о ЖКХ готовится пройти второе чтение.
Главная норма, которая всегда вызывала бурные обсуждения, – введение пени за несвоевременную оплату услуг ЖКХ. В 1990-х гг. ее отменили, но сейчас снова предлагают реанимировать.
Хоть авторы законопроекта и предлагают уменьшить пеню с 0,1 до 0,01% за каждый день просрочки (но не более 100% суммы долга), однако хотят ввести ее начисление с первого дня просрочки, то есть с первого календарного дня следующего месяца.
В случае принятия документа граждане начнут платить пеню с 1 января 2018 г. С этой же даты граждане смогут требовать с управляющего и исполнителей коммунальных услуг компенсации за превышение нормативных сроков проведения аварийно-восстановительных работ.
Предъявлять к управляющим квалификационные требования к профессии “менеджер (управляющий) жилого дома”, согласно законопроекту, можно только с 1 января 2019 г.
Не стоит забывать, что обслуживающая организация по-прежнему сможет обратиться в суд за взысканием задолженности.
“Если задолженность превышает 10 минимальных заработных плат (32 тыс. грн.), то должник может лишиться своей квартиры или нежилого помещения”, – заметил управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex Виктор Мороз.
При этом законопроектом предлагается ввести понятия “индивидуальный потребитель” и “коллективный потребитель”.
Индивидуальный потребитель – это собственник или пользователь жилого помещения, с которым заключен индивидуальный договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг.
Коллективным потребителем является юрлицо, уполномоченное на заключение договора с жильцами. Условия коллективного договора являются обязательными для всех потребителей.
“Если вести речь о той же пене за просрочку оплаты услуг, может возникнуть ситуация, при которой все жильцы заплатят за одного должника. А дальнейшее взыскание задолженности с него станет уже проблемой коллектива”, – отметила юрист Екатерина Гутгарц.
Примечательно, что законопроектом предусмотрено введение платы за абонентское обслуживание – дополнительного платежа, если заключается индивидуальный договор.
С одной стороны, потребителю более выгоден коллективный договор, а с другой, это грозит “коллективной” ответственностью, да и претензии к исполнителю он сможет предъявить только через коллективного управляющего.
Есть в законопроекте и новации, расширяющие или уточняющие права самих потребителей коммунальных услуг. Например, право отключиться от централизованного теплообеспечения или право не оплачивать услуги в случае временного отсутствия (свыше 30 дней), бесплатно получать от исполнителя информацию о ценах, тарифах и их структуре и т. д.
Приятным нововведением станет пункт, предусматривающий право потребителя на проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг, что сможет стать новым аргументом в судебных тяжбах с ЖЭКами.
“В документе также указано, что в случае перерыва в предоставлении услуг при ликвидации последствий аварии исполнитель обязан сообщить потребителю о таком перерыве не позднее трех часов с его начала”, – отметил ЮК “Наказ” Арсений Салалайко.
Вдвое сокращено и время прибытия исполнителя услуги на вызов потребителя – не более суток. А если исполнитель услуги или управляющий в течение пяти рабочих дней не реагирует на требования потребителя, изложенные в акте-претензии, то такие претензии считаются признанными.
“Также законопроект предусматривает возможность индивидуального потребителя отключить за ненужностью централизованное теплоснабжение и горячую воду, тогда как в прошлой редакции данное решение должно было быть коллективным для всего многоквартирного дома”, – заметила юрист ЮК “Волхв” Ярослава Борка.
При этом законопроект позволяет поставщикам услуг не только приостанавливать их предоставление, но и осуществлять их остановку в случае неоплаты. Важно отметить, что поставщикам услуг законодательно предоставляется право вступать с потребителем в судебные тяжбы.
“Законодатели дали также защиту и для потребителей – остановка или приостановка услуг из-за неоплаты не может быть произведена, если качество и/или количество услуг не отвечают договору”, – отметил старший аналитик Forex Club Андрей Шевчишин.
Согласно документу, потребители будут обязаны допускать поставщика услуг в дом/жилье для “проверки” показателей измерительных приборов (счетчиков). Однако далее указано, что потребитель обязан предоставлять поставщику показатели имеющихся индивидуальных средств учета. В результате, смешивается обязательства – где проверка, а где предоставление показаний.
“Соответственно, для предоставления показателей впускать не обязательно, а форма предоставления устанавливается договором”, – добавил Шевчишин.
Что касается ремонтных работ в помещениях общего пользования, то их проведение является обязанностью управителя многоквартирного дома. Управителем может быть ОСМД или другая организация, физлицо-предприниматель, которых выберут сами жильцы. В то же время, если поломка случится по вине конкретного потребителя, то ремонтировать придется ему самому.
На сегодняшний день организация, обслуживающая дом (ЖЭК, частная компания, ОСМД) несет ответственность за состояние коммуникаций (электросетей, труб водопровода и т. п.) до входа в квартиру или нежилое помещение.
“Предлагаемым же законопроектом этот порядок изменяется, теперь собственники квартир и нежилых помещений будут самостоятельно обслуживать дом”, – отметил Виктор Мороз.
Появился и новый пункт, определяющий порядок отключения должников (за просрочку более 30 дней) от предоставления услуг (кроме электроэнергии и газа). Предоставление услуги возобновляется в течение одного дня после полной оплаты или заключения соглашения о реструктуризации задолженности.
Из минусов стоит отметить обязанность информировать управляющего, исполнителей коммунальных услуг о смене собственника жилья и о фактическом количестве лиц, постоянно проживающих в квартире. (Profidom.com.ua/Строительство в Украине и мире)