Киевская область продолжает обгонять столицу по темпам застройки. По данным Госстата, за первое полугодие в Киеве было принято в эксплуатацию 293,5 тыс. кв. м жилья, а в пригороде – 638 тыс. кв. м (из них 53%, или 338 тыс. кв. м, – квартиры в многоэтажных домах).
Спрос на квартиры в пригороде выше, чем в Киеве. По данным исследования “Альянс-Новобуд”, по сравнению с августом прошлого года интерес к недвижимости в столице вырос на 8,9%, тогда как в пригороде рост составил 74,6%.
“Если в среднем с января 2015 г. интерес к жилью в пригороде растет на 7,3% в месяц, то на столичном рынке – только на 1,9% в месяц”, – рассказал коммерческий директор ООО “Альянс Новобуд” Владимир Даниленко.
По его наблюдениям, сентябрь покажет еще лучшие результаты. Причем основная доля покупок – для себя.
“Скорее всего, это связано со стадией строительства. Буквально в следующем месяце мы сдаем в эксплуатацию три дома в комплексе, и люди покупают для себя. Те, кто желает инвестировать, решаются на покупку на начальной стадии строительства”, – пояснил Даниленко.
Подыскать жилье можно среди 189 ЖК пригорода. Ценовые предложения – в диапазоне от 6,5 до 21 тыс. грн./кв. м. Более 80% всех предложений – в границах от 9 до 16 тыс. грн.
На начало осени средняя стоимость квадратного метра была на уровне 13,9 тыс. грн. (учитывались при расчете однокомнатные квартиры площадью 45 кв. м в готовых домах). В целом она незначительно изменилась по сравнению с июлем – всего на 1%. В объектах эконом-класса, а они по-прежнему составляют львиную долю предложения в пригороде (88%), цена квадратного метра чуть менее 12 тыс. грн. Бизнес-класс (12% предложения) – 13,26 тыс. грн./кв. м.
Исследование “Альянс Новобуд” выявило довольно интересную тенденцию – снижение доли панельного строительства среди объектов, которые будут сданы в следующем году.
Во время кризиса эксперты прогнозировали, что застройщики будут снижать себестоимость строительства, переходя с более дорогих технологий на бюджетные, например, с монолитно-каркасной на панельное. Однако по факту, опасаясь, что не удастся переломить недоверие обывателей к “панелям”, не так уж и много девелоперов решили ее использовать.
“В области дан старт реализации больших проектов, занимающих десятки гектаров. В “Новой Буче” обещают 11,5 тыс. квартир, в “Озерном гае” в Гатном – 4,9 тыс. квартир, ЖК iHome на 2,5 тыс. Такое большое предложение способно снизить цены даже по сравнению с “панельками””, – отметила эксперт рынка недвижимости Олеся Скринник.
К плюсам пригородной недвижимости относят дешевизну квадратных метров и улучшающееся качество проектов. А минусы, увы, пока системно не решаются.
“Все минусы – инфраструктурные. Вопрос транспортной доступности. От “Европейки” – однополосная дорога. Как только объект будет сдан и заселен, пробки станут ежедневными. У “Озерного гая” ситуация лучше, там все-таки Одесская трасса, но сам комплекс расположен внутри Гатного, и тоже вопрос выезда в сторону столицы может стать больным”, – перечисляет Скринник.
Второй минус – социальная инфраструктура. Ее порой попросту нет.
“Если решить вопрос торговли или некоторых медуслуг, например, стоматологии, девелопер может за счет первых этажей, то садики, школы, поликлиники – слабое место”, – признала Скринник.
В “Лесном квартале”, рассказал Владимир Даниленко, в октябре планируют достроить детский сад, а на первых этажах уже куплены помещения под стоматологию и частную клинику.
“Со школой сложнее. Мы участвуем в разработке ДПТ соседнего с нашим участка, где город планирует строительство школы”, – сообщил Даниленко.
Еще один минус пригородных комплексов – экономия застройщика на инженерных решениях.
“Вопросы канализации и отопления решаются. Можно подключиться к городским системам, но это удорожает проект, значит, снижает его привлекательность для потенциального покупателя, а главное – снижает окупаемость для самого застройщика. В результате мы все чаще наблюдаем, когда каждую квартиру оборудуют котлом, вместо того чтобы обустроить общую котельную на десяток домов или хотя бы установить крышную”, – приводит примеры Скринник.
Впрочем, самым больным эксперт считает все же вопрос транспортной доступности. И если не будет комплексно решена задача строительства дорог, то через год-два купившие квартиры в больших пригородных комплексах вместо 10-20 минут пути домой от столицы, которые обещают застройщики, будут проводить утро и вечер в пробках. (Profidom.com.ua/Строительство в Украине и мире)