Руденск и Смолевичи начнут первыми развиваться среди городов-спутников Минска. Об этом сообщил заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома, главный архитектор Минской области Александр Волович, комментируя указ №13, которым утверждены схемы комплексной территориальной организации областей и генеральные планы городов-спутников Бреста, Гродно и Минска. Развитие городов-спутников Минска будет осуществляться за счет средств Миноблисполкома и Мингорисполкома.
“Для городов-спутников Минска сейчас разрабатывается новая архитектурная среда. Предполагается строительство городов нового типа, – сказал Александр Волович. – Жилые дома приобретут принципиально новый вид, причем строить жилье в городах-спутниках смогут не только минчане, но и другие граждане”.
Главный архитектор области отметил, что развитие системы расселения в городах-спутниках позволит сдержать территориальный рост столицы и придаст импульс социально-экономическому преобразованию малых городов пригородной зоны Минска, позволив сформировать столичную агломерацию. Города-спутники будут иметь меньший масштаб, но более привлекательную архитектуру малоэтажных домов, более высокий уровень озеленения и благоустройства, высокий уровень социального комфорта. Указом предусматривается развитие городов-спутников в два этапа: до 2020 г. и до 2030 г. Начнется оно со Смолевичей и Руденска. Планируется, что к 2020 г. население Смолевичей достигнет 23 тыс., Руденска – 20,8 тыс. К 2030 г. эти значения увеличатся соответственно до 30 тыс. и 80 тыс. Сегодня в Смолевичах проживают 15,6 тыс. жителей, в Руденске – 11,5 тыс.
Предусматривается развитие соответствующей социальной инфраструктуры: детских дошкольных учреждений, школ, учреждений здравоохранения и прочих. В городах-спутниках будут не только модернизироваться действующие предприятия, но и разместятся производственные зоны нового поколения – индустриальные парки, промышленные кластеры. Развитие Смолевичей будет тесно связано с Китайско-белорусским индустриальным парком, первая очередь которого создаст около 25 тыс. рабочих мест. Недостающие трудовые ресурсы (10-12 тыс. человек) планируется привлекать из Минска. Реконструкция и расширение национального аэропорта «Минск» также создаст до нескольких тысяч дополнительных рабочих мест к 2020 г. Что касается Руденска, то он будет ориентирован на развитие промышленного комплекса, связанного с научной и производственной базой столицы. Здесь смогут разместиться крупные предприятия, формирующие кластеры определенной отраслевой направленности (машиностроение, энергетика и т. п.).
Александр Волович сообщил, что на данный момент утверждены генеральные планы городов-спутников Минска. В то же время для начала строительства необходимо разработать план детальной планировки со всеми объектами, с необходимыми расчетами.
“На разработку такого плана в Руденске нужно примерно полгода. В Смолевичах план детальной планировки разработан уже давно. Мингорисполком один дом там уже построил, сейчас закладываются еще несколько. В прошлом году к месту строительства была подведена инженерная инфраструктура. Таким образом, созданы все условия для дальнейшего развития города-спутника”, – сказал он.
Отвечая на вопрос о возможных планах по сносу домов индивидуальной застройки, Александр Волович пояснил, что в Руденске и Смолевичах это не предусматривается. В целом жизнь городов-спутников Минска будет тесно связана с жизнью столицы. Значительная доля населения этих городов может перемещаться в Минск и обратно ежедневно. Получит дальнейшее развитие и транспортная инфраструктура. Каждый из городов-спутников будет выполнять свою функцию. Заславль и Логойск перспективны для развития туризма. В первый из них из Минска также может перейти ряд средних и высших учебных заведений, связанных с культурой. Дополнительное развитие получат и туристско-рекреационные функции Заславля, будут образовываться малые производства, обслуживающие сферу туризма. Логойск будет формироваться как исторический город-центр туризма, отдыха и развлечений. Фаниполь и Дзержинск могут служить распределительными транспортно-логистическими узлами, а также играть роль центров для размещения промышленных предприятий, в том числе предложенных к выносу из столицы. Эти же города могут стать центрами развития маркетинговой политики и презентационных функций. Речь идет об организации экспозиционных пространств, проведении промышленных выставок-ярмарок, стимулировании делового туризма. (БЕЛТА/Строительство в Украине и мире)