Рынок товаров для дома и ремонта, который рос в прошлом году, ощутил влияние кризиса: с апреля поток посетителей в магазинах резко сокращается. Одна из главных причин – падение активности на рынке недвижимости.
Кризис достиг магазинов товаров для дома и ремонта – так называемых DIY-сетей (do it yourself – “cделай сам”). Поток посетителей в магазинах DIY начал резко сокращаться с конца марта, свидетельствуют данные консалтинговой компании Watcom. На неделе с 30 марта падение трафика составило 23,3% (компания измеряет трафик понедельно) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По самым свежим данным, за первую половину июня падение трафика составило почти 25%.
В 2014 г. ситуация на DIY-рынке была гораздо лучше. По данным Watcom, средний трафик в магазины в прошлом году вырос на 2,2% по сравнению с 2013 г.
“В отличие от ритейлеров из других сегментов потребительского рынка: одежды, техники и даже продуктовой розницы, – потребители резко не уходили из сетей товаров для дома и ремонта”, – отмечает управляющий партнер Watcom Мария Вакатова.
В конце 2014 г. и в первом квартале 2015 г. продажи в DIY-сетях поддерживали потребители, закупавшие товары впрок, отмечает Вакатова.
В 2014 г., по данным “INFOLine-Аналитики”, крупнейшие DIY-сети ввели рекордное за пять лет количество торговых площадей – 300 тыс. кв. м. Лидерами по приросту торговых площадей стали Leroy Merlin, “Твой Дом” и OBI. Объем DIY-рынка в прошлом году вырос на 9%, до 1,54 трлн. руб.
Падение потока покупателей подтвердили участники рынка. Руководитель отдела маркетинга Leroy Merlin Дмитрий Дмитриев рассказал, что в первом квартале в сети отмечали прирост клиентов и продаж на сопоставимых площадях (то есть в магазинах, которые работали к тому моменту больше года). С апреля же эти показатели стали снижаться. По словам Дмитриева, потребители в последние месяцы стали экономить, приобретая намного больше товаров под собственной торговой маркой сети (эти товары традиционно дешевле, чем продукция известных брэндов). Однако общие продажи Leroy Merlin продолжают расти, уточняет Дмитриев, благодаря активной экспансии сети.
Мария Евневич, член совета директоров петербургской компании “Максидом” (пятое место в рейтинге DIY-сетей России 2013 г. “INFOLine-Аналитики”), также подтвердила начало снижения трафика с апреля. В июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение потока покупателей в магазинах Санкт-Петербурга составило около 8%, выручка просела на 5%, отмечает Евневич.
По наблюдениям совладельца компании “Метрика” (шестое место в топе DIY-сетей России 2013 г. “INFOLine-Аналитики”) Евгения Лебедева, DIY-рынок с начала года просел на 10-15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. “Но спрос на различные товарные категории сильно отличается, – уточнил он. – Те позиции, которые можно отнести к функциональным, например, клей, стабильны. Потребители отказываются или откладывают покупки в основном товаров для интерьера”.
Сейчас россияне, несмотря на увеличившуюся в апреле-июне “потребительскую уверенность”, по-прежнему находятся в режиме экономии, отмечали в конце июня аналитики Sberbank CIB в исследовании “Потребительский индекс Иванова”. Около 5% россиян стали больше тратить на электронику и одежду, но все крупные покупки потребители пока отложили.
“Естественно, в условиях экономии и нехватки денег люди не склонны заниматься ремонтом и обновлением жилища, – поясняет Мария Евневич. – Падает активность на рынке недвижимости: соответственно, люди, которые сегодня не купили квартиру в строящемся доме, через год не будут делать ремонт. Для нас это означает, что скорого выхода из депрессивной ситуации ожидать не приходится”.
В первом полугодии продажи жилья в Москве сократились примерно в полтора раза, констатирует руководитель аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet Владимир Богданюк. Он полагает, что DIY-сети столкнутся с еще более серьезным сокращением продаж в течение ближайшего года: после падения спроса на квартиры проходит полгода-год, прежде чем эта ситуация напрямую отражается на покупках товаров для дома и ремонта.
Гендиректор “INFOLine-Аналитики” Михаил Бурмистров полагает, что ритейлеры будут вынуждены бороться с падением продаж, снижая цены. В результате рынок DIY по итогам года впервые после кризиса 2008-2009 гг. просядет, прогнозирует он. Падение, по оценкам Бурмистрова, может составить 5%. (iBud.ua/Строительство в Украине и мире)