На 2015 г. в московском регионе заявлены рекордные объемы ввода качественной торговой недвижимости.
Но с большой долей вероятности планам девелоперов воспрепятствуют последствия общеэкономического кризиса, считают эксперты.
В 2014 г. в Москве был зафиксирован максимальный показатель объема ввода торговой недвижимости: состоялось открытие 16 торговых центров суммарной арендной площадью почти 700 тыс. кв. м, что на 14% превысило предыдущее рекордное значение 2009 г. На 2015 г. изначально было заявлено открытие около 20 объектов, суммарная торговая площадь которых, как ожидалось, составит около 1,2 млн. кв. м.
“Анонсированные планы внушительны, но на сегодняшний день выглядят не очень реалистично, – сообщил председатель совета директоров компании RRG Денис Колокольников. – Скорее всего, сроки выхода многих объектов будут перенесены на более поздние периоды”.
По оценкам аналитиков компании, в действительности в указанные сроки, скорее всего, введено будет порядка 60% от заявленных объемов торговых площадей. Причем существенная доля придется на торговые объекты, открытие которых должно было состояться еще в прошлом году. Если данный прогноз сбудется, то максимальный объем нового предложения торговой недвижимости, на который можно рассчитывать в 2015 г., составит около 700 тыс. кв. м, из которых 240 тыс. кв. м уже введено в первом квартале.
“Сейчас повсеместно замедляются темпы строительства новых торговых объектов, так как девелоперы, во-первых, имеют очень ограниченный доступ к заемному финансированию, во-вторых – не торопятся открывать торговые центры в условиях падения доходов населения, сокращения розничных продаж, снижения спроса на помещения со стороны ритейлеров и увеличения доли пустующих помещений в торговых центрах Москвы. “Нормой” в этом году будет открытие объектов с 30-50% заполняемости”, – добавил Денис Колокольников.
По словам эксперта, еще в прошлом году многие розничные компании, среди которых крупнейшие: BNS Group, Adidas, ГК “Спортмастер”, ОАО Melon fashion group, ОАО “Модный континент” – скорректировали планы развития. Около 10 международных операторов (OVS, Esprit, Seppala, River Island, New Look и другие) приняли решение об уходе с российского рынка.
“И это, естественно, – демотивирующий фактор для девелоперов торговой недвижимости. Восстановления их активности можно ожидать не ранее, чем через два-три года при условии стабилизации геополитической и экономической ситуаций в стране”, – резюмирует Денис Колокольников. («АСН-инфо»/Строительство в Украине и мире)