Около 250 тыс. кв. м качественных торговых площадей было введено в первом квартале, что является наивысшим показателем первого квартала за всю историю рынка, говорится в исследовании компании JLL.
“Данный результат в четыре раза превышает значение января-марта прошлого года и даже превосходит годовые объемы ввода торговых площадей в столице в 2011-2013 гг.”, – говорится в сообщении.
В нем уточняется, что за первые три месяца текущего года в Москве открылись ТРЦ Columbus (136 тыс. кв. м арендопригодной площади), ТЦ “Кунцево Плаза” (66 тыс. кв. м), «Outlet Village Белая Дача», вторая очередь (12,7 тыс. кв. м), а в последний день квартала первых посетителей принял “Центральный детский магазин на Лубянке” (34 тыс. кв. м).
По мнению аналитиков JLL, около половины торговых объектов, ввод которых ожидается в 2015 г., открылось уже в первом квартале. Совокупно на 2015 г. девелоперы заявляют ввод свыше 850 тыс. кв. м торговых площадей в Москве, однако, по оценке JLL, реальный результат окажется почти вдвое ниже – около 450 тыс. кв. м.
По словам директора по России и СНГ, начальника департамента торговых площадей компании JLL Татьяны Ключинской, объекты, которые сегодня находятся на продвинутой стадии, будут реализованы, однако их открытие может быть перенесено на будущий год как в связи с задержками в строительстве, так и под давлением кризисной ситуации на рынке.
Эксперты отмечают, что впервые с кризиса 2008-2009 гг. зафиксировали снижение максимальных ставок аренды в топовых ТЦ столицы: они сократились на 15% и сегодня находятся в диапазоне $2-3,8 тыс./ кв. м в год. В свою очередь средняя ставка аренды остается на уровне прошлого квартала и варьируется в диапазоне $0,4-1,45 тыс./кв. м в год, сообщают они.
Аналитики также сообщают, что доля свободных площадей в торговых центрах Москвы продолжила расти в начале года. В успешных объектах с высокой посещаемостью и конверсией показатель увеличился с 1% до 1,5%, а общая доля вакантных площадей в московских торговых центрах выросла незначительно – с 6% до 6,5%. Консультанты отмечают, что многие из вышедших на рынок объектов почти полностью сданы в аренду, но открыто в среднем всего около 30% магазинов.
“Невысокий показатель визуальной заполняемости торгового центра на момент пуска сегодня является трендом на рынке – доля арендаторов, открывающихся вместе с дверями ТЦ, не превышает 40%”, – сообщила Т. Ключинская, добавив, что доля вакантных площадей может вырасти до 8%. («Интерфакс-недвижимость»/Строительство в Украине и мире)