Цены на жилье во многих районах Лондона достигли заоблачного для большинства коренных лондонцев уровня из-за состоятельных иностранцев, охотно скупающих дома и квартиры в британской столице. В результате политикам и девелоперам приходится оправдываться и доказывать, что в погоне за иностранными деньгами они не забыли о местных жителях.
В течение двух лет (по июль 2013 г.) покупатели небританского происхождения совершили на первичном рынке центральных районов Лондона 69% сделок. При этом 28% покупателей постоянно живут за пределами Великобритании, сообщило в октябре 2013 г. риэлторское агентство Knight Frank LLP.
В первом квартале лондонское жилье подорожало на 18% к аналогичному периоду прошлого года, показав максимальный рост с 2003 г., свидетельствуют данные Nationwide Building Society. Цены достигли рекордных 362699 фунтов стерлингов ($604 тыс.), то есть лондонские дома более чем вдвое дороже домовладений за пределами столицы, которые стоят в среднем 178 тыс. фунтов.
“Жители города все меньше готовы мириться с этой вопиюще несправедливой ситуацией и требуют решительных мер”, – сообщил глава жилищного комитета Лондонской ассамблеи Даррен Джонсон. Спекулянты “ничего хорошего городу не дают, а только толкают цены вверх”, добавил он.
Некоторые застройщики продавали апартаменты исключительно иностранцам, а после критики в свой адрес переориентировались на местных покупателей. Хотя закрывать двери перед иностранцами они все же не стали.
Иностранцы хлынули на лондонский рынок жилья после финансового кризиса 2008 г. На фоне слабого фунта стерлингов, экономических потрясений в Европе и Азии, а также рекордно низкой доходности долговых активов состоятельные люди увидели в лондонских домах лучшее средство сбережения. Одновременно коренные британцы, столкнувшись с ужесточением условий ипотеки и ростом безработицы, все чаще оказывались за бортом рынка недвижимости.
После домов в таких дорогих районах, как Челси и Найтсбридж, покупатели небританского происхождения стали интересоваться первичным рынком, чему способствовали предварительные продажи, зачастую нацеленные на азиатских инвесторов. Банковские кредиты стали менее доступны для застройщиков, и финансировать проекты они начали за счет иностранцев.
Две трети иностранных покупателей не собираются жить в своих домах, отмечало агентство Savills Plc. Именно в этом главная причина гнева лондонцев.
“Нет новостройкам для миллионеров”, – выкрикивала одна из активисток Шерил Койн под окнами лондонской мэрии вместе с группой одетых в пиратские костюмы протестующих.
Тем временем в самом здании мэр Лондона Борис Джонсон договаривался с гонконгской Hutchison Whampoa Ltd. о строительстве до 3500 домовладений невдалеке от ее дома.
“Местные жители никогда не смогут позволить себе эти дома, – заявила Ш. Койн, 63-летняя пенсионерка-учительница, одетая в полосатую рубашку и шарф с изображением черепа и костей. – В нашем районе есть масса людей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, а вместо этого власти строят дома для мультимиллионеров”.
На месте заброшенного кирпичного здания электростанции «Баттерси» на южном берегу Темзы расположилась самая грандиозная и знаменитая лондонская новостройка. Малазийским девелоперам удалось продать первые 866 квартир за три январских дня, и более половины из них ушло иностранным покупателям. Вторая очередь из 200 квартир поступит в продажу 1 мая: купить их можно будет только в Лондоне.
Как рассказал глава Battersea Power Station Development Co. Роб Тинкнелл, сотрудники компании-застройщика обзвонили всех 13 тыс. претендентов на 3,5 тыс. квартир проекта. Предпочтение они намерены отдать тем, кто собирается жить в купленной квартире. («Интерфакс-недвижимость»/Строительство в Украине и мире)