Программы по страхованию жилья в российских регионах будут разрабатываться самими регионами, однако они пройдут согласование в Службе Банка России по финансовым рынкам, сообщил один из участников обсуждения у первого вице-премьер-министра Игоря Шувалова, где поднимался этот вопрос.
Источник пояснил, что на встрече также было принято решение об ускорении подготовки законопроекта о страховании жилья при наступлении чрезвычайных ситуаций. Основная работа над законопроектом может быть завершена в середине года.
Первый зампред правления группы “СОГАЗ” Николай Галушин, комментируя решение о привлечении Банка России к оценке взвешенности региональных программ по страхованию жилья, назвал такой подход разумным.
“В настоящее время рассматривается концепция законопроекта о страховании жилья, которая должна вводиться в РФ необязательным законом, поскольку Гражданский кодекс препятствует принудительному страхованию имущества. Это означает, что страховщики, в отличие от закона об ОСАГО, имеют право уклониться от заключения договора в том случае, если сочтут его заведомо невыгодным”, – сказал Н. Галушин.
Он добавил, что “если региональная программа страхования жилья будет сформулирована следующим образом: страхуется строение на расстоянии 100 м от обоих берегов реки, тогда наблюдателям будет понятно, что это 100%-ное наступление страхового события, поскольку река разливается ежегодно и подтапливает строение”. “Естественно, страховщики не захотят принимать на страхование подобный риск, и программа не будет работать. В данном случае важно, чтобы риски оказались перераспределены на справедливых условиях, а условия участия страховщиков выглядели приемлемыми”, – считает. Н. Галушин. Как руководитель рабочей группы Всероссийского союза страховщиков по разработке предложений о массовом страховании жилья, он пояснил, что “базовая конструкция, предложенная Минфином по введению этого вида страхования в РФ, скорее всего, сохранится”.
Как сообщалось ранее, Минфин РФ предложил конструкцию добровольного заключения договоров по страхованию жилья, где часть рисков – от чрезвычайных ситуаций – будет включена обязательно, а другая будет определяться региональными программами в зависимости от состояния региональных бюджетов, готовности их дотировать и с учетом других факторов. Таким образом, перечень страхуемых рисков для каждой территории может быть свой.
Вместе с тем Минфин сохраняет принцип, по которому людям, не застраховавшим свое жилье, при наступлении чрезвычайной ситуации будет оказываться государственная помощь на принципиально иных условиях. Если люди не имели полиса страхования утраченного жилья и им предоставляется другое, то они уже не смогут выступать собственниками по отношению к этому предоставленному государством жилью, то есть они не будут иметь право продать его, подарить или завещать наследникам. («Интерфакс-недвижимость»/Строительство в Украине, СНГ и мире)