В четвертом квартале 2013 г. в России было введено свыше 800 тыс. кв. м торговых площадей, что является наивысшим квартальным показателем за последние семь лет, сообщают в компании Jones Lang LaSalle.
Эксперты отмечают, что данный результат был достигнут преимущественно за счет небольших городов (с населением менее 1 млн. человек), которые обеспечили более половины (56%) квартального ввода и около 44% годового ввода. Второе место по объему новых торговых центров, появившихся в последнем квартале года, занимает Санкт-Петербург (21%), третье – региональные города-миллионники (14%), на Москву и Подмосковье приходится 10% ввода.
“Несмотря на высокий показатель последнего квартала, в целом 2013 г. не стал рекордным для рынка торговой недвижимости России. Годовой ввод торговых площадей остался на уровне предыдущих лет и составил 1,65 млн. кв. м”, – прокомментировала директор по России и СНГ, начальник департамента торговых площадей компании Jones Lang LaSalle Татьяна Ключинская.
Эксперт отметила, что по итогам прошлого года общий объем российского рынка торговых центров достиг 16 млн. кв. м. На 2014 г. девелоперы наметили ввод около 2 млн. кв. м новых торговых площадей, и если все объекты будут открыты в срок, россияне получат рекордный объем нового предложения ТЦ.
Причем около трети рекорда 2014 г. должно быть обеспечено московскими объектами, поскольку столичный рынок ритейла ожидает масштабный выход новых ТЦ, девелоперы заявляют немногим менее 1 млн. кв. м качественной торговой недвижимости. Но, по прогнозам экспертов, новое предложение составит около 600 тыс. кв. м.
Однако даже этот объем станет историческим максимумом рынка торговой недвижимости Москвы, и в результате объем ввода новых площадей в 2014 г. превысит суммарный показатель трех предыдущих лет.
По итогам года объем рынка торговых центров Москвы может превысить 4 млн. кв. м. («Интерфакс-недвижимость»/Строительство в Украине, СНГ и мире)