Под влиянием мало оптимистичных прогнозов развития мировой экономики правительство Сингапура понизило оценку прироста ВВП страны на 2012 г. и теперь прогнозирует его в размере 1-3%. Ожидается также, что этот прирост обеспечит в основном сектор услуг.
В I полугодии 2011 г. спрос на строительные работы в Сингапуре сильно увеличился, но в июле-декабре резко сократился. В результате расценки на торгах в указанном году возросли в среднем на 2-3%. Общий объем строительства в 2011 г. составил $24,7 млрд., из которых $13,2 млрд. приходилось на частный сектор и $11,5 млрд. – на государственный. Для осуществления крупных инфраструктурных и жилищных программ в последнем квартале 2011 г. в отрасль было дополнительно привлечено 8,6 тыс. рабочих.
В середине 2011 г. правительство заявило о том, что оно ускорит выполнение государственной программы жилищного строительства и тем самым создаст задел для удовлетворения будущего спроса на жилье. Исторически же объем сооружаемого в стране жилья, как правило, соответствовал поступлению заказов. Это означает, что, несмотря на замедление темпов роста экономики, в 2012 г. стране потребуется около 30 тыс. строительных рабочих, что на 12 тыс. больше, чем в 2011 г. В результате в ближайшей и среднесрочной перспективе рассматриваемая отрасль может столкнуться с проблемами, ибо правительство намерено ввести ограничения на использование труда иностранцев, которые составляют костяк квалифицированных строительных рабочих в Сингапуре.
Спрос на частное жилье в Сингапуре в последние несколько лет постоянно нарастал, но недавно темпы этого роста начали ежеквартально снижаться. Чтобы остановить спекулятивные инвестиции в недвижимость и высокий приток на этот рынок иностранных покупателей, правительство Сингапура объявило в декабре 2011 г. о введении для иностранцев и строительных компаний дополнительного гербового сбора в 10%. Предварительные данные свидетельствуют о том, что с момента данного объявления число покупателей недвижимости сильно сократилось, а застройщики притормозили “запуск” новых проектов.
Из коммерческих зданий, строительство которых должно быть завершено в Сингапуре в 2012 г., наиболее значимыми считаются “Marina Bay Financial Centre Tower 3”, “The Metropolis Tower 2” и “Asia Square 2”; их общая площадь составит около 290 тыс. кв. м. Торгово-жилищный комплекс “South Beach”, стоимость которого оценивается в $1,3 млрд., планируется ввести в эксплуатацию в 2016 г. (его сооружение уже началось).
В целом же спрос на коммерческие здания в стране является ограниченным, что объясняется неуверенностью потенциальных покупателей и арендаторов в завтрашнем дне. Увеличению незанятых площадей способствовал масштабный выброс на рынок вторичной коммерческой недвижимости, обусловленный перемещением ряда крупных арендаторов в “Marina Bay Financial Centre” или загородные населенные пункты. В то же время “свежий” спрос на коммерческие здания в стране может создать исторический обмен некоторыми земельными участками, состоявшийся между Сингапуром и Малайзией в конце 2011 г., а также увеличение числа действующих в Сингапуре (в сфере профессионального сервиса) мелких фирм из Великобритании и других стран Европы, которые намерены извлечь выгоду из будущего роста рынков ЮВА.
Объем работ в инфраструктурном секторе останется в ближайшее время стабильным, так как появляются новые проекты, а уже существующие близятся к завершению. Из довольно большого числа осуществляемых в настоящее время транспортных программ следует выделить скоростную рельсовую дорогу в деловой части столицы (“Downtown MRT”, будет построена в две очереди в 2013-2017 гг.), и прибрежную скоростную подземную автотрассу “Marina Coastal Expressway” (войдет в эксплуатацию в 2013 г.). Кроме того, в конце 2012 г. начнется сооружение четвертого терминала в аэропорту Чанги.
За последние 10 лет численность иностранных рабочих в Сингапуре увеличилась более чем на 70% и составляет в настоящее время около 35% всей рабочей силы страны. Исходя из данных цифр и учитывая тот факт, что использование квалифицированных иностранных рабочих приводит к снижению уровней зарплаты местных жителей, правительство Сингапура объявило недавно о намерении ввести квоты на это использование.
Наиболее негативно квотирование скажется на строительной отрасли, на которую в настоящее время приходится 38% всех выдаваемых разрешений на использование иностранных рабочих. Существуют реальные опасения того, что оно породит в конечном счете нехватку квалифицированной рабочей силы в периоды стабильных объемов строительства.
Кроме того, любая форма квотирования иностранной рабочей силы будет, по мнению аналитиков, содействовать сохранению уже обозначившейся тенденции к увеличению затрат на заработную плату. Последние обычно составляют 30-40% общей стоимости среднего строительного проекта в Сингапуре, и квоты, как ожидают, добавят к этим цифрам еще один процентный пункт. Если же спрос на квалифицированных рабочих в ближайшие годы возрастет, то расходы на заработную плату еще более повысятся (с 2010 г. они уже увеличились на 20%).
С помощью квот сингапурское правительство намерено уменьшить зависимость от иностранных рабочих и повысить производительность труда в стране. Что касается строительной отрасли, то там показатели производительности достаточно низки и предстоит многое сделать, чтобы их улучшить. В частности, нужно будет привлекать в отрасль рабочих нового поколения и совершенствовать обучение уже имеющихся, шире использовать заранее изготовленные и готовые к монтажу детали и блоки, а также применять в работе такие новые методы, как информационное моделирование, которое станет в недалеком будущем обязательным для всех государственных проектов. При этом готовиться к предстоящим изменениям необходимо уже сейчас, а не через два года, когда они вступят в силу.
Ориентировочная стоимость строительства некоторых объектов в Сингапуре, $/кв. м ( по данным аналитической фирмы “EC Harris Research”)
Промышленные ангары | 770-1199 |
Промышленные здания специального назначения | 966-1449 |
Бизнес-парки с установками кондиционирования воздуха | 1811-2295 |
Высотные конторские здания с установками кондиционирования воздуха | 1845-3623 |
Конторские здания средней высоты с установками кондиционирования воздуха | 1845-2656 |
Интерьеры конторских зданий | 990-1570 |
Супермаркеты (без отделки) | 918-1510 |
Точки розничной торговли (без отделки) | 966-1594 |
Крупные торговые центры | 2052-3382 |
Жилые комплексы | 1688-2334 |
Высококачественные жилые особняки | 2415-3019 |
Высококачественные частные апартаменты | 1811-2656 |
Частные апартаменты класса “люкс” | 2656-4226 |