После мирового финансово-экономического кризиса в строительном машиностроении Индии в 2009 г. наблюдался серьезный спад, который в 2010 г. сменился резким подъемом, обусловленным увеличением внутреннего спроса и реализацией крупных инфраструктурных программ. В 2010 г. выпуск строительной техники в стране достиг 54,8 тыс. ед., что на 45% больше аналогичного показателя предыдущего года (37,9 тыс.). В 2011 г. объем продукции строительного машиностроения Индии в физическом выражении вырос на 22%; полагают, однако, что в перспективе сохранение столь высоких темпов роста маловероятно из-за политической нестабильности в стране и неэффективного менеджмента.
Структура производства строительной техники в 2011-2013 гг., шт.
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. (прогноз) | |
Всего | 72162 | 71255 | 84950 |
Самосвалы с шарнирно-сочлененным шасси | 8 | 10 | 15 |
Асфальтоукладчики | 738 | 700 | 900 |
Погрузчики с ковшом типа обратная лопата | 33595 | 33500 | 36500 |
Дорожные катки | 2494 | 2800 | 3500 |
Гусеничные бульдозеры | 468 | 400 | 550 |
Гусеничные экскаваторы | 14940 | 16500 | 22000 |
Гусеничные погрузчики | 10 | 10 | 10 |
Мини-экскаваторы | 215 | 250 | 300 |
Мобильные компрессоры | 4299 | 4100 | 5000 |
Мобильные подъемные краны | 11306 | 9500 | 11500 |
Автогрейдеры | 528 | 375 | 550 |
Самосвалы с жестким шасси | 575 | 375 | 575 |
Погрузчики на шасси высокой проходимости | 26 | 25 | 40 |
Погрузчики с бортовым поворотом | 504 | 600 | 700 |
Колесные экскаваторы | 10 | 10 | 10 |
Колесные ковшовые погрузчики | 2446 | 2100 | 2800 |
Источник: Off-Highway Research.
В первом полугодии 2012 г. продажи строительного оборудования в Индии сократились на 4% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, а в целом по итогам 2012 г. спад, согласно оценке, составил примерно 1%. Структура выпуска строительной техники почти не меняется, причем в первом полугодии 2012 г. на долю погрузчиков с ковшом типа обратная лопата, гусеничных бульдозеров и автокранов приходилось 84% продукции индийского строительного машиностроения (в физическом выражении), а за соответствующий период 2011 г. данный показатель равнялся 83%.
В ближайшей перспективе динамика развития строительного машиностроения Индии будет определяться реализацией крупных инфраструктурных программ в рамках V пятилетнего плана развития экономики Индии (апрель 2012 г. – март 2017 г.). В течение указанного периода на реализацию этих программ предполагается затратить примерно $1 трлн., что является рекордным показателем за всю историю Индии и окажет серьезное воздействие на состояние национального строительного машиностроения. В то же время политическая нестабильность в Индии сдерживает развитие индийской экономики, рост ее основных отраслей и реализацию некоторых инфраструктурных программ. Однако, по мнению Off-Highway Research, перспективы развития производства строительного оборудования в Индии являются весьма благоприятными, и в 2016 г. выпуск продукции отрасли достигнет 114,2 тыс. ед., т. е. вырастет в 1,6 раза по сравнению с 2012 г. (БИКИ/Строительство в Украине, СНГ и мире)