С 1 января 2013 г. оформить покупку квартиры можно будет прямо у нотариуса всего за пару часов. При этом в БТИ не нужно будет ходить ни до, ни после сделки, если того не пожелает сам покупатель. О других нововведениях, связанных с куплей-продажей недвижимости, рассказали в Укргосреестре, который со следующего года станет единственным органом, отвечающим за тотальную регистрацию в Украине – от политических партий и СМИ до земельных участков и квартир.
Отпадает необходимость обращаться в БТИ для получения техпаспорта как до заключения сделки купли-продажи недвижимости, так и после. С 1 января 2013 г. утрачивают силу некоторые нормативные акты, которые требовали продавца предоставлять на сделке “свежий” техпаспорт, который БТИ изготавливал в течение 30 рабочих дней. Теперь обновлять техпаспорт нужно будет только по желанию сторон (фактически – покупателя, если тот недоволен документом или нашел различия между тем, что в нем написано, и тем, как выглядит недвижимость) или в случае, если на объекте недвижимости были проведены перепланировки. После заключения сделки покупателю также не придется бежать в БТИ, чтобы перерегистрировать техпаспорт на себя.
Исходя из вышесказанного, нотариус останется единственной обязательной инстанцией, которую нужно будет пройти при покупке недвижимости. У него будет компьютер с доступом к единому реестру недвижимого имущества и его отягощений, поэтому он сможет как проверить объект до продажи, так и обновить информацию в реестре после завершения сделки.
Информация из всех ныне существующих нескольких реестров с 1 января 2013 г. будет постепенно переноситься в единый реестр. В нем будут собраны данные о владельцах, о правах собственности, других вещных правах, об отягощениях, об ипотеке, о налоговом залоге, о наложении ареста, а также вся аналогичная информация о земельных участках. При этом специально проводить перерегистрацию владельцам недвижимости не нужно будет, такая необходимость возникнет только в отдельных случаях, например, при продаже объекта.
Обычно Укргосреестр (Государственная регистрационная служба Украины – специально созданный недавно госорган) не будет участвовать в сделках купли-продажи недвижимости. Но если право собственности на объект еще не зарегистрировано (например, это квартира в новострое или давно построенный частный дом, который ранее не был официально введен в эксплуатацию), тогда его владельцу необходимо будет посетить одно из 583 местных (районных) представительств Укргосреестра. Размер госпошлины за регистрацию пока не утвержден, но предварительно он составит 119 грн. Плата за выдержку из Госреестра предположительно составит 51 грн.
Регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимость в Укргосреестре будет проводиться в течение 14 рабочих дней. С 2014 г. планируется сократить срок до 5 рабочих дней (кроме многоквартирных домов или других крупных объектов).
Такая же регистрация, если есть отягощение прав на недвижимость, займет 10 рабочих дней.
Регистрация самого отягощения (например, ипотеки) занимает 1 рабочий день.
Соответствующие отказы будут выдаваться в те же сроки.
Процедура регистрации земельных участков практически не поменяется. Вся разница будет состоять в том, что проводить регистрацию права собственности на участок (последний этап при оформлении сделки) будет не Госагентство по земельным ресурсам, а Укргосреестр. Впрочем, всем желающим оставили альтернативу – для регистрации права на землю можно будет по-прежнему обращаться и в местные отделения Госагентства по земельным ресурсам (в итоге оно само отправит нужные документы в Укргосреестр как конечную инстанцию регистрации). При этом срок регистрации в обоих случаях одинаковый – 14 рабочих дней. (Ibud.ua/Строительство в Украине, СНГ и мире)