В последнее время в Армении обострилась тема сейсмической безопасности. Причиной беспокойства населения стала череда несильных подземных толчков в Варденисе, Гарни, Масисе, Арарате. И, конечно же, отголосок мощного октябрьского землетрясения в Ване. Являются ли они предвестниками более сильных колебаний земной коры или же, наоборот, способствуя сбросу местных напряжений, улучшают сейсмический климат, сказать трудно. Армения находится в зоне постоянной сейсмической опасности, и вероятность предсказания возможных вариантов развития событий невелика. Общеизвестный факт, что когда-то в целях экономии стройматериалов была занижена сейсмичность Армении, и Ереван оказался в зоне 7 баллов, что не всегда соответствовало данным сейсмического микрорайонирования. Долгое время это никого не беспокоило. Спитакская трагедия заставила пересмотреть взгляды на положение вещей.
В 70-80-е годы наиболее проблемным районом Еревана считался Ачапняк, где в ряде кварталов – 2-м, 4-м, 6-м, 10-м – были зарегистрированы здания разной степени аварийности. Было решено сносить наиболее пострадавшие, имеющие опасные осадочные деформации здания. В институте “Ереванпроект” сформировали специализированную архитектурную мастерскую. Грамотный снос многоэтажного здания в сложившейся застройке также требовал технической разработки, поскольку подобного прецедента не было. Начали с жилого дома N1414, на месте которого возвели три девятиэтажки типовой серии КП-1П. Затем последовал снос по той же схеме других аварийных домов.
Надо заметить, что каменные дома в Ачапняке добротные, хотя и имеют все приметы своего времени – небольшие площади, совмещенные санузлы, низкие потолки. Причина их деформации была в том, что вследствие недостаточных геологических изысканий посажены они были на слабые грунты. Поэтому новостройки стали сажать на свайные фундаменты. А для тех домов, которые не имели опасных деформаций, специалисты разработали проекты усиления. И даже предлагали расселить жильцов и изменить состав квартир, сделав их более комфортными. Помимо этого, поскольку под фундаменты подводились железобетонные балки на самостоятельных опорах, появлялась возможность надстроить на них несколько этажей без ущерба для сейсмостойкости существующих строений. Кстати, один из таких примеров в Ереване в конце проспекта Саят-Нова. Повышение местами четырех-пятиэтажной застройки до 9 этажей имело бы и архитектурный эффект, оживив общий силуэт Ачапняка, не говоря уже о появлении десятков новых квартир в сформировавшемся жилом районе без строительства новых зданий.
Спитакская катастрофа резко изменила картину сейсмического благополучия столицы. В феврале 1989 г. в Союзе архитекторов Армении комиссия Министерства обороны СССР представила специалистам подробный анализ причин и последствий разрушительного землетрясения. Уже тогда было отмечено, что до 60% жилого фонда Еревана находится в зоне повышенной сейсмической опасности. Особенно это касается новых жилых массивов – Юго-Западного жилого района, Авана, 16-го квартала Ачапняка, где большинство домов построено по типовым проектам, плохо зарекомендовавшим себя в зоне бедствия. Проекты эти были сразу после землетрясения исключены из числа действующих, а строительство начатых приостановлено. До сих пор на выезде из Еревана в Аштарак стоят каркасы зданий, строившихся методом подъема этажей.
Почему именно столице было уделено особое внимание – понятно. В Ереване проживает более трети населения республики, и катастрофа масштаба Спитакской приведет к значительным разрушениям и жертвам.
Нынешнее столетие создало еще одну потенциальную “зону бедствия” в столице. Речь идет о так называемом малом центре. Новая его застройка, как утверждают, зданиями повышенной сейсмостойкости нарушила один из немаловажных принципов сейсмобезопасности – принцип рассредоточенности. Советские строительные нормы устанавливали минимально допустимые расстояния между зданиями – около полторы высоты высокого. Близкая же стыковка допускалась углами по диагонали. Но что творится сегодня вокруг школ им. Шаумяна, Чаренца, бывшей им. Чкалова по улице Сарьяна. Обрушение даже одного из тесно поставленных зданий станет катастрофой и для соседних, поскольку сработает “принцип домино”. Вызывает сомнение сейсмоустойчивость высотных зданий, возведенных в местах с тенденцией к проседанию грунтов, например, по бровке Разданского ущелья. Не забудем о том, что игнорируется и такая “санитарная мелочь”, как обязательная инсоляция помещений, для чего чертились даже графики при постановке нового здания в застройку. А массовые нарушения противопожарных норм встречаем на каждом шагу. По данным Министерства градостроительства, в Армении насчитывается более четырехсот зданий, нуждающихся в укреплении. Но это те, где уже выявлены опасные деформации. Сегодня речь идет не только о них, но и о не столь давно построенных и внешне благополучных зданиях. Давно настало время безотлагательных конкретных мер по усилению зданий, оптимизации путей эвакуации, беспрепятственных подходов и подъездов к каждому конкретному объекту. И в первую очередь это касается объектов особого назначения и систем жизнеобеспечения. И если подходить к вопросу более широко, в коренной реконструкции нуждается вся уличная сеть Еревана.
Пару лет тому назад заговорили о расчистке мешающих застроек на магистралях Еревана, имеющих стратегическое значение. Улица Абовяна, где сносят торговые павильоны, к ним не относится. Имелись в виду пути, обеспечивающие связь столицы с регионами республики. Всем памятен транспортный коллапс, парализовавший в 1988 г. связь Еревана с Ленинаканом и Спитаком. Но что сделано в этом направлении? Посмотрите, что творится на перекрестке стратегических улиц Себастия и Раффи. Несмотря на постоянные пробки там продолжают появляться впритык к проезжей части и даже за счет тротуаров новые торговые павильоны. А транспортная пробка на аргавандском перекрестке, перекрывшая 30 декабря прошлого года на несколько часов въезд в Ереван со стороны аэропорта “Звартноц” и Эчмиадзина, свидетельствует о том, что не все благополучно и на этом, казалось бы, важнейшем направлении.
Понятно, что эту сложную задачу мгновенно не решить, это требует немалых финансовых средств. Одни говорят, что это задача правительства, другие – что этим должны заниматься местные власти. Но надо же с чего-то начинать. Разумные предложения типа создания верхних гибких этажей на существующих зданиях, которые повысили бы их сейсмостойкость, не получили развития, поскольку этому помешало бесконтрольное, хаотичное строительство мансард со стороны самих жильцов. Что, наоборот, увеличило сейсмическую уязвимость и без того слабых зданий. В то же время в единичных случаях этот сравнительно недорогой метод доказал высокую эффективность (например, в Ванадзоре). А другие методы, например, устройство вторых выходов из подъездов, так и остались на бумаге, поскольку сооруженные жильцами балконы-перемычки на верхних этажах над подъездами в случае обрушения перекрывают единственный путь эвакуации. Осталось на бумаге и не возымело действия и директивное ограничение этажности нового строительства. Немалый вклад в процесс ослабления сейсмостойкости зданий вносят и сами жильцы. Перепланируя квартиры, разрушают железобетонные перегородки-диафрагмы, обеспечивающие жесткость конструктивной схемы здания. В высотках, построенных методом подъема этажей, сбивают конструктивные консоли, которые, по их мнению, портят интерьер. Когда в прошлом разрешили расширять жилую площадь за счет пристройки балконов, жильцы начали возводить немыслимые многоэтажные “этажерки” по принципу “кто что достал”. Примеров таких самоубийственных пристроек, которые обрушатся при первом же серьезном толчке, немало, к примеру, в Араратском массиве, что можно видеть, проезжая по улице Себастия.
Нельзя утверждать, что за два десятилетия, прошедших с печальной даты декабря 1988 г., ничего не было сделано. В 1991 г. была создана Национальная служба сейсмической защиты. В 1995 г. ею был разработан ряд важных документов по уменьшению сейсмического риска на территории Армении. С 2010 г. работает совместная программа МЧС Армении и Японского агентства по международному сотрудничеству, целью которой является изучение наиболее близкого к Еревану Гарнийского сейсмического разлома. В августе прошлого года в правительство РА в рамках концепции “Развитие системы сейсмической безопасности Армении” была представлена программа составления карты вероятностной оценки сейсмической опасности на территории Армении с бюджетом 32 млн. драмов. Срок реализации программы – 2014 г. Но постановления, концепции и программы при всей их важности не решают вопроса реального и практического обеспечения безопасного будущего. Самое время действовать. (Деловой экспресс/Строительство в Украине, СНГ, мире)