Согласно информации Компании по строительству и развитию транспортной инфраструктуры Ирана, по всей стране ведется строительство и реконструкция скоростных автомагистралей общей протяженностью 5438 км и автомобильных дорог общего назначения – 3952 км. В текущем 1390 иранском году (заканчивается 21 марта 2012 г.) будет открыто движение по новым автодорогам общего назначения и скоростным автомагистралям совокупной протяженностью 1,32 тыс. км против 1276 км в прошлом иранском году. По информации Министерства дорог и транспорта Ирана, в текущем году в стране будет построено около 10 тыс. км сельских автодорог. По согласованию с администрациями провинций благоустроенные автодороги будут подведены ко всем сельским населенным пунктам, в которых проживают 50 и более семей.
Согласно заявлению заместителя министра дорог и городского строительства Ирана А. Садеки, частный капитал принимает все более активное участие в развитии транспортной инфраструктуры страны. Для строительства 2,2 тыс. км скоростных автотрасс, 5 тыс. км шоссейных дорог и 9 тыс. км автодорог общего пользования требуются инвестиции в 400 трлн. риал. ($40 млрд.). Он также отметил, что с учетом ограниченности средств в государственном бюджете страны прилагаются усилия к тому, чтобы для реализации перечисленных проектов был максимально использован частный капитал.
По данным департамента эксплуатации дорог Управления дорог, автомобильного транспорта и развития транспортной инфраструктуры, согласно международным стандартам, необходимо как минимум раз в 15 лет осуществлять ремонт и обновлять асфальтовое покрытие автодорог, а в Иране из-за несвоевременного и недостаточного финансирования срок эксплуатации автодорог сократился до 10 лет.
Более 35% иранских автодорог нуждаются в срочном восстановлении и обновлении асфальтового покрытия, изготавливаемого нефтехимическими заводами страны. На ремонт автодорог и обновление асфальтового покрытия на 1260 аварийных участках магистральных автотрасс в текущем 1390 иранском году выделено более 2 трлн. риал. ($200 млн.).
Общая балансовая стоимость иранских автодорог превышает 1 тыс. трлн. риал. ($100 млрд.). Ежегодно на их содержание и ремонт из местных и общенационального бюджетов выделяется около 10 трлн. риал. ($1 млрд.), т. е. около 1% от их общей стоимости (согласно мировым стандартам, данный показатель должен составлять 4-6%). Недостаточное финансирование ведет к разрушению дорожного покрытия и сокращению сроков эксплуатации автодорог.
В I полугодии (21 марта – 20 сентября 2011 г.) открыто движение по автодорогам протяженностью 457 км. К числу введенных в эксплуатацию в I полугодии автодорог относятся скоростные автомагистрали Саве – Салафчеган – Кум – Гярмсар (60 км), Мийане – Миандоаб (32 км), Шахрреза – Сермат (20 км), Анар – Сирджан – Бендер-Аббас протяженностью 63 км, а также автомагистраль Тегеран – Пардис протяженностью 30 км, на которой построены 2-уровневые развязки, 8 тоннелей и мосты над горными ущельями.
По информации министра транспорта и градостроительства Ирана А. Никзада, чтобы соединить Азербайджан с Нахичеванской Автономной Республикой, через территорию Ирана будет проложена автомагистраль между азербайджанскими населенными пунктами Билясувар и Базаркенд. Строительство будет проводить иранская организация “Khatam ol-Anbia” (также известная под названием “GHORB”; она является одним из крупнейших иранских подрядчиков в области строительства промышленных и инфраструктурных объектов), которая подчиняется Вооруженным силам Ирана и Корпусу стражей исламской революции “Sepah”.
Подписано соглашение между Министерством транспорта и градостроительства, “Khatam ol-Anbia” и одним из банков страны, согласно которому 50% стоимости строительства будут финансироваться Министерством транспорта и градостроительства, остальная часть – частным капиталом.
В прилегающей к территории Азербайджана иранской провинции Ардебиль в октябре 2011 г. открыто движение по шоссе Ардебиль – Саре-Чам протяженностью 182 км, где сооружено 9 тоннелей. На реализацию проекта потребовалось 1,5 трлн. риал. ($150 млн.).
В ближайшее время в Венесуэле начнется строительство скоростных автомагистралей и сельских автомобильных дорог при участии иранских организаций. (БИКИ/Строительство в Украине, СНГ, мире)