В докризисный период строители предпочитали крупную технику покупать – исключение составляло специфическое оборудование, которое использовалось для выполнения разовых работ. Связанно это было не только с высокими темпами строительства, но и с тем, что рынок аренды стройтехники был очень узок. Например, как рассказали в компании “Строймеханизация”, раньше желающие арендовать у нее оборудование записывались в очередь за полгода-год до начала работ.
Но с началом кризиса ситуация изменилась коренным образом. Так, по данным председателя набсовета ассоциации “Всеукраинский союз производителей строительный материалов и изделий” Ивана Салия, по сравнению с докризисным периодом объем строительства сократился на 70%. Соответственно, на столько же упал спрос и на строительную технику. По признанию продавцов, желающих приобрести как новое, так и б/у оборудование практически нет. “К примеру, мы выставили на продажу два экскаватора стоимостью около 150 тыс. грн. каждый. Однако за полгода к нам поступило не более 5-6 звонков от заинтересованных лиц. Для сравнения: в докризисный период подобное оборудование было бы продано за полчаса”, – рассказывают в компании “Киевкран”.
По словам эксперта стройрынка Андрея Борща, сейчас многие строительные компании ориентируются прежде всего на аренду данного оборудования. “Кризис заставил генподрядчиков расширить сферу деятельности и становиться универсальными. Для этого лучше всего иметь собственный большой парк техники, однако, как показывает практика, это влечет за собой большие затраты не только на приобретение оборудования, но и на его обслуживание. Это дополнительная головная боль, которую компании стремятся переложить на чужие плечи, поэтому все стремятся арендовать недостающее оборудование”, – объясняет он.
Директор строительной компании “Укрстальмонтаж” Владимир Духович также говорит о выгодах аренды для строителей. “Сегодня вполне можно оптимально организовать работы на объекте в значительной мере с помощью арендованной техники. Соответственно – не нужно тратиться на хранение и обслуживание машин и механизмов, которые в данный момент не используются”, – объясняет он.
Естественно, что сейчас застройщики пристально контролируют каждую статью расходов и стараются экономить даже на мелочах. “Если ранее все застройщики предпочитали покупать люльки, то сейчас они стараются взять их в аренду. То же касается и строительных лесов”, – рассказывает А. Борщ.
Помимо этого, у большинства застройщиков просто не хватает средств для приобретения техники. “К примеру, стоимость башенного крана может достигать $0,5-1 млн. и выше. Естественно, аккумулировать подобные средства в кризис практически нереально, а банки сейчас не кредитуют данные покупки”, – рассказал один из столичных застройщиков.
Развитию аренды в этом сегменте способствует и то, что техники сегодня, в отличие от докризисного периода, хватает. “Дефицита оборудования сейчас нет, и мы можем удовлетворить всех желающих”, – рассказывают в “Строймеханизации”.
По словам участников рынка, за последние три года предложение по аренде техники выросло в разы. Во многом благодаря тому, что технику предлагают не только специализированные компании, которые приобрели ее целенаправленно для сдачи в аренду (включая лизинговые компании и банки), но и застройщики, сократившие объемы строительства или заморозившие проекты. Впрочем, вырученных от сдачи в аренду оборудования средств строителям хватает только на его обслуживание, еще немного остается на обязательные платежи.
Помимо этого, на киевский рынок стали активно выходить компании из регионов. “На рынке также появились бизнесмены-посредники, которые помогают подобрать весь перечень оборудования и доставить его на строительную площадку. Причем их расценки довольно привлекательные и, как правило, составляют всего несколько тысяч гривен”, – рассказал один из девелоперов.
Ужесточение конкуренции позволяет строителям рассчитывать и на привлекательные цены, которые, несмотря на подорожание комплектующих и повышение минимальной зарплаты, остались на прошлогоднем уровне.
При этом владельцы оборудования все чаще готовы предоставлять скидки в размере 10-20% от заявленной стоимости. В специализированных компаниях отмечают, что большая часть потенциальных клиентов ориентируются на съем более нового оборудования: с таким запросом обращается около 70% их клиентов. Оставшиеся 30% заказчиков интересуются исключительно самой дешевой техникой, поэтому готовы возводить объект уже видавшим виды оборудованием.
Прогнозируется, что в ближайший год расценки на аренду стройтехники ввиду обострения конкуренции снизятся в среднем на 15%. Тем более, что предпосылки к этой тенденции наблюдаются уже сейчас: региональные компании уже готовы сдавать оборудование киевским компаниям по цене на 10% ниже по сравнению со своими столичными конкурентами. (Ugmk.info/Строительство в Украине, СНГ и мире)