Компания PMR подготовила доклад о состоянии и перспективах дорожного строительства в Польше; по мнению авторов, максимального уровня расходы на сооружение новых дорог в стране достигнут в 2011 г., а в дальнейшем (после чемпионата мира по футболу 2012 г.) ожидается постепенное снижение инвестиционной активности с одновременной переориентацией финансовых потоков на прокладку местных дорог и снижением расходов на сооружение автострад.
Финансирование работ по прокладке новых дорог в Польше осуществляет Генеральная дирекция автодорожной сети (GDDKia Generalna Dyrekcja Drog Krajowych i Autostrad). В I полугодии объем работ по прокладке дорог и сооружению мостов примерно на 40% превысил уровень соответствующего периода предыдущего года, а в целом за 2011 г. объем дорожных работ в Польше, согласно оценке, достигнет почти 31 млрд. зл., или 7,7 млрд. евро.
Динамика дорожных работ в Польше в 2005-2011 гг.
Год | Млрд. зл. | % к предыдущему году |
2005 г. | 9,4 | 113 |
2006 г. | 13,2 | 140 |
2007 г. | 15,8 | 119 |
2008 г. | 18,5 | 117 |
2009 г. | 23,2 | 125 |
2010 г. | 25,0 | 108 |
2011 г. (оценка) | 30,9 | 124 |
Согласно оценке PMR, с 2012 г. в Польше начнется снижение деловой активности в дорожном строительстве, которое достигнет низшей точки в 2014 г. – объем дорожных работ составит менее 19 млрд. зл. Однако уже с 2015 г. в Польше можно ожидать расширения масштабов дорожного строительства в связи с благоприятными перспективами развития национальной экономики на 2014-2020 гг., а также реализацией в течение указанного периода, по крайней мере, одной программы дорожного строительства в рамках системы частно-государственного партнерства.
По мнению PMR, в ближайшей перспективе весьма маловероятным является снижение ежегодных расходов GDDKia до уровня меньше показателя 2007 г. (около 10 млрд. зл.). Это объясняется наличием в Польше системы различных правовых стимулов, направленных на развитие национальной автодорожной сети, а также широкими возможностями получения финансирования из фондов ЕС.
До конца года в Польше предполагается завершить реализацию двух крупных программ дорожного строительства в рамках системы частно-государственного сотрудничества. Новые программы с участием частного капитала намечаются в стране не ранее 2014 г., в зависимости от результатов ведущихся в 2011 г. переговоров о сооружении участка Тушин-Пыжовице (протяженность – 140 км) автострады A1.
По мнению PMR, в условиях сокращения масштабов дорожного строительства в Польше после 2012 г. возрастает значение фондов, выделяемых на реконструкцию местных дорог в 2012- 2015 гг. Полагают, что в реализации этой программы все более широкое участие будут принимать и крупные строительные компании, которые, как правило, проявляют интерес лишь к прокладке новых дорог. (БИКИ/Строительство в Украине, СНГ и мире)