По данным департамента коммерческой недвижимости компании “Инком-Недвижимость”, за последние 10 лет стоимость аренды магазинов формата street-retail увеличилась минимум в 3 раза, с $400 до $1,2 тыс./кв. м в год.
Первые “коммерческие” магазины, расположенные на нижних этажах жилых домов, появились более 20 лет назад благодаря закону о кооперации и развитию частного предпринимательства. Расцвет формата street-retail пришелся на 1990-е гг.: именно тогда сформировались основные торговые коридоры столицы на Тверской улице, Ленинском и Кутузовском проспектах. В процессе эволюции рынка игроки стали отдавать предпочтение пешеходным зонам, а не площадям вдоль крупных магистралей.
“С появлением крупных торговых центров, предлагающих покупателю полный спектр товаров от продуктов питания, одежды, аксессуаров до отделочных материалов и мебели, потребность в небольших магазинах street-retail на крупных магистралях Москвы постепенно отпадает. Поэтому участники рынка последовательно перемещаются на более мелкие улицы, где поток пешеходов заметно больше, в отличие от главных транспортных артерий столицы”, – говорит Наталия Кузнецова, директор департамента коммерческой недвижимости компании “Инком-Недвижимость”.
За последние 10 лет стоимость аренды площадей формата street-retail выросла минимум в 3 раза, с $400 до $1,2 тыс./кв. м в год. Например, в 2000 г. 200-метровый магазин в районе Земляного вала сдавался за $450/кв. м в год. Теперь эта же площадь стоит почти $1,4 тыс./кв. м в год. При этом арендные ставки наиболее ликвидных предложений увеличились с начала 2000 г. еще больше.
“Рынок street-retail, пожалуй, самый сильный и самый живучий. На данный момент показатели арендной стоимости на помещения данного формата вышли на докризисный уровень, и теперь в среднем по Москве составляют от $1,2 тыс. до $2,5 тыс./кв. м в год”, – заключает Наталия Кузнецова. (SV Development/Строительство в Украине, СНГ и мире)